"Тебя вызывают к декану, а в кабинете ОМОН". Чешские вузы приняли 85 студентов из Беларуси – публикуем истории некоторых из них

Ваш браузер не поддерживает HTML5

"Ты говоришь здесь, а последствия – там". Переехавшие в Чехию белорусские студентки – о том, можно ли обрести свободу в эмиграции

В Чехии приняли 85 студентов из Беларуси после того, как в 2020 году режим Лукашенко раскрутил новый виток репрессий против несогласных. Об этом Настоящему Времени рассказали в Министерстве образования Чехии. Кому-то их этих студентов грозило отчисление, кому-то – даже уголовное преследование.

"У нас очень долго проводили беседы типа: вы понимаете, чем это закончится?" – рассказывает Настоящему Времени Дарья, одна из студенток, переехавших в Чехию. В 2020 году, еще на родине, она сфотографировалась на перемене с бело-красно-белым флагом, за что получила выговор от руководства Белорусского национального технического университета.

Позже она с однокурсниками участвовала в сидячем протесте на ступеньках корпуса: поддерживали тех, кого уже отчисляли и задерживали. "Мы спокойно сидели на ступеньках и даже не разговаривали. У нас не было символики, плакатов, флагов, просто много студентов сидели", – рассказывает Дарья.

"Ты не знал – заберут тебя в этот раз или не заберут", – описывает Дарья свои студенческие будни в Беларуси

Разговаривать с ними вышел первый проректор вуза – Георгий Вершина. "Он схватил девушку за куртку, поднимает и говорит: вставай. Она такая: почему? Я устала, хочу присесть. Он говорит: не дури мне голову, я знаю, чем вы здесь занимаетесь. Сейчас на тебя ОМОН вызову", – вспоминает Дарья. Сейчас она учит язык, чтобы продолжить обучение на архитектора в Чехии.

Здесь и ее однокурсница Даяна. В Беларуси на одном из протестов ее задержал ОМОН. В отделении милиции она провела 12 часов. Там, утверждает Даяна, ей не давали ни воды, ни еды. После – увезли в изолятор в городе Жодино.

"Нас пустили в такой подвальчик, который обычно в квестах. Там такой тусклый свет, грязная плитка, но только ты не в квесте немножко. Мы стояли у стены, мне стало жарко, я вспомнила, что не ела и не пила, и поняла, что буду падать в обморок, потому что у меня низкое давление, и я такая – ну, будь что будет, я думала, может, спросить у них, я сейчас упаду. И я падаю в обморок, но не отрубилась, а просто лежала на полу. Они там носились, искали медика, а потом, видимо, один вспомнил кадры из фильма, набрал воды в рот и оплевал меня этой водой. Я, соответственно, очнулась, потому что это шок был. Он такой: лучше? Я говорю, ну, не сказать, что лучше, так себе. Он говорит: будешь знать, как на площади ходить".

Студенческий протест в Минске 1 сентября 2020 года

Двенадцать девушек поместили в камеру, рассчитанную на четверых. Даяна говорит, что там не было даже матрасов, а из еды оставили одну буханку черствого хлеба на всех. На следующий день студенток оштрафовали за участие в несанкционированных массовых мероприятиях на пять базовых величин, это около 58 долларов. Многих студентов водили в деканат на разговоры, где почему-то были и силовики.

Пример такого разговора описывает Дарья: "Студентов вызывали к декану, подписать бумаги насчет больничных, зачетов, предметов, а в кабинете сидел ОМОН – тебя выводят за ручки, сразу в машину и на два часа – пожалуйста, рассказывай, что знаешь, где ты был, опознай. Прямо из университета, и ты не знал, заберут тебя в этот раз или не заберут".

Даяне на такой встрече посоветовали "постараться и поунижаться", чтобы восстановиться в вузе после отчисления. "Я сижу и думаю: я вышла из тюрьмы, два дня была там, и ты мне говоришь, что придется поунижаться. Я уже там поунижалась", – возмущается она.

В камере, где оказалась Даяна, не было матрасов, а из еды на 12 человек оставили одну буханку черствого хлеба

После волны выговоров и отчислений с белорусскими студентами связались представители Технического университета в Либерце. Предложили переехать и продолжить учебу в нем, – рассказывает Настоящему Времени проректор вуза Радек Суханек. "Население Чехии помнит те события, которые происходили несколько десятилетий назад в отношении студентов (в 1940-80-е годы – прим. НВ), и ректор решил принять тех, кому по причине проявления своих политических взглядов не дали возможности окончить свое образование, мы решили предложить им помощь", – говорит Суханек.

Первая программа помощи студентам из Беларуси открылась еще в августе 2020 года, а в Либерец 16 студентов из Минска приехали в начале этого года. Первоначально там планировали принять 18 студентов, но одна из них отказалась, а другой дали 2,5 года колонии.

Виктория Гранковская села вместе с другими 12 молодыми людьми по так называемому делу студентов. Их признали виновными в организации действий, грубо нарушающих общественный порядок. Правозащитный центр "Весна" признал их политзаключенными.

Спонтанные акции студентов жестко разгонялись силовиками

В Либерце студентам помогли оформить документы, оплатили курсы чешского, а также дают стипендию – около 500 долларов в месяц. В Беларуси у многих остались родные.

"Ты вроде свободный, но в то же время ты несвободный, – отмечает Дарья. – У всех осталась семья, родители, бабушки, дедушки, братья, сестры – и ты все равно не можешь ничего сказать. Ты говоришь здесь, а последствия – там. И ты уже несешь ответственность не за себя, а за людей, которые там остались".

"Когда я уезжала, у меня было ощущение: все, наконец-то свобода, – делится Даяна. – Хотелось уезжать, не обремененной ничем, а уезжалось вот так – в страхе, в тревоге по поводу своей жизни".

В сентябре белоруски намерены сесть за парты. В этом году, сообщил глава чешского МИДа Якуб Кулганек, Чехия планирует принять еще 80 студентов из Беларуси.