Члены Совета по правам человека при президенте и члены Союза журналистов России планируют провести встречи с силовиками и напомнить им о соблюдении прав журналистов. Это произошло после того, как на акциях в поддержку Алексея Навального в Москве в январе и феврале 2021 года пострадали или были задержаны более 100 журналистов. Настоящее Время поговорило об этой инициативе с членом СПЧ, руководителем Ассоциации интернет-издателей Иваном Засурским.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
— В прошлом году я уговаривал всех этим заняться: и с [председателем Союза журналистов Москвы, главредом "Московского комсомольца" Павлом] Гусевым говорил, и с [председателем Союза журналистов России Владимиром] Соловьевым. Все на самом деле понимают, что есть какая-то амнезия. Пришли новые кадры в полицию, новые люди. Все забыли, что есть специальная статья о воспрепятствовании профессиональной работе журналиста. Все забыли о том, что на самом деле у журналистов есть права, все начали считать, что журналисты являются частью какой-то группы, которая, может быть, находится на улице или что-то делает.
И вот это смехотворное репрессивное влияние этих всех событий, оно, конечно, накладывает сейчас особый отпечаток на эту проблему, поэтому она стала очень острой. Но и до этого она была острой, потому что журналисты олицетворяют публику, журналисты дают людям доступ к информации – и поэтому журналисты первые оказываются под ударом, потому что если ты хороший журналист, то ты должен рассказать какие-то вещи.
В данном случае, видимо, я так понимаю, задача стояла в том, чтобы винтить всех без разбора. Мы сейчас пытаемся понять, кто поставил задачу таким образом, кто дал такие указания, – мы хотим в этом разобраться. Я не знаю, насколько у нас это получится, но, по крайней мере, то заседание совета, на котором я присутствовал, было воодушевляющим хотя бы с той точки зрения, что многие члены совета смогли высказаться. Наши прекрасные юристы, которые у нас есть в составе совета, разводили руками, даже не по поводу журналистов, а по поводу просто того, что мирных людей, которые идут по улице, никто не имеет права хватать, никуда сажать.