10 декабря стало известно, что Генпрокуратура по запросу ФСБ России начала проверку поставщика продовольствия для Росгвардии. ФСБ не ссылалась на вышедшее ранее расследование Фонда борьбы с коррупцией Алексея Навального "Картошечка Росгвардии", где было сказано, что руководство структуры закупает продукты для бойцов Росгвардии по завышенным закупочным ценам. Но касалось ровно тех же поставщиков и схем, о которых рассказывал оппозиционер.
А уже на следующий день, 11 декабря, глава Росгвардии Виктор Золотов подал иск к Навальному о защите чести и достоинства и намерен взыскать с оппозиционера 1 миллион рублей.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Прокуратура проверит "картошечку Росгвардии". Чем закончится антикоррупционное дело против ведомства"Что ж к ФСБ не подал?" – прокомментировал Навальный иск Золотова.
Российский политолог Аббас Галлямов считает, что иск Золотова – не просто очередной способ достичь политических (уничтожение оппозиционера) или пиаровских целей. Но, в первую очередь, – способ юридической защиты на новом этапе войны силовиков, а именно ФСБ и Росгвардии. И напоминает, что предыдущие войны силовых структур, которых за последние годы в России было несколько, имели тяжелые последствия для их организаторов. Обо всем этот Галлямов рассказал в интервью Настоящему Времени.
– Почему Золотов подает иск к Навальному именно сейчас, уже после истории с дуэлью?
– Во-первых, подготовка иска требует некоторого времени. Но не менее важен и политический фактор. Сначала Золотов решил защищаться более экстравагантными способами: с помощью вызова Навального на дуэль. Но понял, что это не удалось. А по стопам Навального еще и ФСБ пошло. Видимо после этого, потерпев неудачу на первом, экстравагантном этапе, Золотов и решил использовать менее экстремальные способы защиты и пошел по классическому пути: иск в суд, приговор, тюрьма.
– Как иск к Навальному вообще может повлиять на расследование ФСБ?
– Это не только политическая, но и юридическая защита. Юридически, если в суде зафиксировать сейчас, что материалы Навального – ложь, то ФСБ не сможет эти материалы в дальнейшем использовать для своего расследования. Ведь уже будет решение суда, где будет сказано, что эти материалы являются "порочащими" и не соответствующими действительности.
Я думаю, что с юридической точки зрения иск к Навальному – это способ защиты Золотова от ФСБ в том числе. И это очень эффективная защита.
– То, что ФСБ начал проверку Росгвардии, – это означает конфликт ведомства лично с Золотовым?
– Конечно. И это яркий индикатор того, что вообще происходит внутри системы элит, в каком состоянии она сейчас находится в России. Это гораздо более яркий индикатор, чем недавнее поражение "Единой России" на выборах в нескольких российских регионах.
Российский режим в значительной степени репрессивен. Поэтому то, что происходит с силовиками, внутри силовых структур, – это гораздо важнее, чем то, что происходит с "Единой Россией". Открытая война силовиков друг с другом, когда она выплескивается в публичное пространство, когда заводятся уголовные дела – это, конечно, индикатор того, что конфликты между элитами углубляются.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Все в плену у ФСБ. Как чекисты победили следователей"ФСБ и Золотов – конкуренты"
ФСБ не очень любит Золотова, несмотря на то, что они вроде бы из близких структур, считает Геннадий Гудков, экс-депутат Госдумы, полковник запаса ФСБ. По его мнению, каждый заботится о своей собственной мощи, о своем собственном бюджете и влиянии на президента. Золотов в этом смысле конкурент ФСБ.
"Все перемешалось в один большой клубок. Все друг у друга что-то рвут, людей продвигают, должности лоббируют и прочее. Это достаточно типичная картина для авторитарного режима, когда есть царь – он единоличный правитель, и от близости к телу зависит практически все. Вот они и бьются за эту близость к телу", – говорит Геннадий Гудков.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
В последние годы в России уже были истории войны тогдашнего главы ФСБ Патрушева с главой Госнаркоконтроля Черкесовым, было дело "Трех китов", была война ФСБ и Следственного комитета. И мы помним, как сурово Путин обошелся со всеми инициаторами этих войн, даже с ближайшими соратниками: ни Черкесова, ни Патрушева он не пощадил.
Поэтому то, что Золотов и Бортников решились на это противостояние, зная, какая судьба постигла их предшественников... В любом случае, этот конфликт – чрезвычайно важный фактор.
СМОТРИТЕ ТАКЖЕ: Силовой фронт: кто выигрывает и проигрывает в борьбе российских силовиков?Авторитарные режимы рушатся не вследствие непопулярности или народных волнений. А в случаях, когда элиты теряют внутреннее единство. Пока элиты это единство сохраняют – им ничто не страшно, они в режиме "народной ненависти" могут существовать десятилетиями. Но вот когда элиты начинают драться внутри себя, да еще и прибегают к услугам оппозиционеров (а вполне возможно, что ФСБ сама "слила" материалы против Золотова Навальному), – это первый признак того, что режим в ближайшее время может столкнуться с серьезной угрозой своему существованию.