В этом году на Камчатке была рекордная путина: рыбопромышленники выловили и переработали 490 тысяч тонн горбуши, в три раза больше того, что ожидали. Но экологи подозревают, что не все предприятия имели оборудование для шоковой заморозки и хранения рыбы. И элементарно не успели переработать часть выловленного до того, как рыба испортилась. В итоге берега и поля на Камчатке уже два месяца завалены гниющей горбушей.
Одна из таких рыбных свалок находится рядом с селом Чапаевка. Жители Чапаевки уже несколько недель жалуются на невыносимый запах тухлой рыбы, который пропитывает все в поселке, и думают: не выйти ли на митинг?
"Если в будний день ветер дует не с той стороны, то совсем все плохо, дышать невозможно в поселке, – жалуется местный житель Александр Жакин. – Если подует с другой стороны – то более-менее еще".
"Куда не приедешь – жители жалуются на невыносимый запах этой рыбы, – рассказывает чапаевский почтальон Наталья Каплух. – Мало того, что рыба воняет, это ещё и привлекает медведей. Они и тут ходили, и там ходили. Просто уже страшно ходить!"
Две недели назад в Сети появилось новое видео: рабочие выбрасывают теперь тонны рыбы не на поля, а прямо в море, причем выдают их за рыбные отходы:
Прокомментировать это видео журналисты попросили министра рыбного хозяйства Камчатки Владимира Галицына. Но чиновник заверил: в море выбрасывают именно отходы, и это законно.
"У пользователей есть право, оно прописано правилами: вывозить за пределы трех миль и сбрасывать в воду отходы от переработки, в том числе, тихоокеанских лососей", – заявил он.
И добавил: "Я не назову ситуацию с отходами критической".
Экологи говорят, что проблемы с переработкой стали очевидны еще в середине сезона, когда переработчики были вынуждены отправлять часть рыбы на хранение в Китай и Корею: во время пика вылова многим камчатским предприятиям не хватало холодильников. Председатель организации "Экологическая безопасность" Сергей Мылов считает, что в море и на поля сбрасывали вовсе не отходы. Он подчеркивает, что на видео в интернете хорошо видно, что выброшенная рыба даже не вспорота: это показывает, что она испортилась до того, как ее начали перерабатывать.
"Судя по объемам, скидывали какие-то крупные предприятия, которые находятся в городе, – считает он. – У нас тут крупные перерабатывающие предприятия можно пересчитать по пальцам".
В ассоциации рыбопромышленников Камчатки обвинения экологов опровергают. Там говорят, что тонны рыбы, которые гниют на камчатских полях, – дело рук браконьеров.
"Это рыба, выловленная незаконным способом, то есть, браконьерами, – уверяет Юрий Матюшин, заместитель председателя ассоциации рыбопромышленников "Река Большая". – Её не вывезли, и мы ее увидели только потому, что она испортилась. Либо были проведены какие-то мероприятия, которые спугнули браконьеров, и они оставили рыбу на месте преступной деятельности".
Кто будет убирать гнилую рыбу с камчатских полей – пока неизвестно.
"Мы со своей стороны написали в инстанции: в Министерство рыбного хозяйства, в Росприроднадзор, в прокуратуру, – перечисляет Сергей Мылов. – Но везде получили ответ, что это не их полномочия ни выявлять эти факты, не их полномочия пресекать эти факты. И самое главное – не их полномочия убирать это все".
Пока власти на Камчатке спорят, кто выкинул гнить тысячи тонн горбуши, местные рыбаки жалуются, что по закону они не могли выловить себе на стол даже несколько хвостов: без лицензии это грозит большим штрафом.