Лидеров белорусского профсоюза РЭП осудили на четыре года "домашней химии" за неуплату налогов

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Лидеры белорусского независимого профсоюза РЭП (работники радиоэлектронной промышленности) Геннадий Федынич и бухгалтер Игорь Комлик получили по четыре года ограничения свободы без направления в исправительное учреждение (так называемая "домашняя химия"). Суд обвинил их в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (2 ст. 243 УК РБ).

Приговор предусматривает запрет занимать руководящие должности в течение пяти лет. Судья также постановил взыскать с подсудимых более 47 тысяч белорусских рублей (около $23 тысяч) в доход государства.

После вынесения приговора у Дома правосудия в Минске сотрудники ОМОНа задержали около 20 оппозиционных активистов. Они собрались у здания суда, чтобы поддержать руководителей РЭП.

Суть дела

Следствие по делу длилось с 2 августа 2017 года. За это время следователи допросили более 800 активистов профсоюза РЭП по всей стране. Судебные слушания начались 30 июля.

Согласно следствию, Геннадий Федынич и Игорь Комлик в 2011 году незаконно открыли счет в литовском банке, куда от нерезидентов Беларуси поступило более 140 тысяч евро. Далее эти деньги снимали со счетов и доставляли в Беларусь. Эти суммы не проходили в финансовых отчетах РЭП.

Как считает следствие, по вине своих лидеров профсоюз РЭП не оплатил в государственный бюджет налогов на общую сумму 22 тысячи 867 рублей 10 копеек. Обвинение подало иск о взыскании имущественного ущерба на эту сумму.

Согласно обвинению, Федынич и Комлик осознавали преступность своих действий, и это было подтверждено найденными во время обысков в офисе РЭП тайниками.

Странности следствия

Правозащитники, которые следили за судебным процессом, отмечали, что многие доказательства добыты в рамках странных процедур.

Например, по словам сотрудника Департамента финансовых расследований Сергея Дмитриева, банковская распечатка была добыта оперативным путем, но официально литовский банк SЕB информацию о счетах в Литве не передавал.

В основу обвинения был взят 2011 год, но показания многих свидетелей касались событий 2015-2016 годов и с указанным периодом не были никак связаны.

Во время процесса одна из свидетелей, которая призналась, что перевозила через границу деньги по поручению Федынича и Комлика, рассказала, что как раз в то время "сотрудничала с КГБ в качестве агента".

"Домашняя химия"

Согласно ст. 48-1 Уголовно-исполнительного кодекса Беларуси осужденный, наказанный ограничением свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа, обязан:

  • являться по вызову уголовно-исполнительной инспекции (имеет право вызвать осужденного для разговоров, посещения воспитательных и других мер);
  • в свободное от работы или учебы время постоянно находиться в своем жилье или на придомовой территории, не отходя от жилья дальше расстояния, определенного инспекцией;
  • с 19.00 до 6.00 не покидать свое жилье;
  • пускать домой сотрудников инспекции в любое время дня (инспекция может посещать осужденного на месте работы или учебы).

Еще до оглашения приговора около 50 активистов профсоюза РЭП отнесли в Администрацию президента Беларуси обращение к главе государства, в нем они просили прекратить дело в отношении лидеров профсоюза.

Геннадий Федынич и Игорь Комлик заявили, что будут обжаловать приговор.