При жесткой посадке вертолета на Памире, после которой погибли пять человек, альпинист Павел Шубин получил травму головы и ушиб ноги – он пострадал меньше других альпинистов. Павел и еще двое коллег помнят произошедшее лучше остальных.
"Удар и все. Дальше как в кино. Хвостовая балка отлетает, начинает его [вертолет] вращать, он падает. Люди, которые вылетают из вертолета, погибают", – вспоминает альпинист.
Павел – опытный альпинист, работает начальником поисково-спасательной службы Бурятии. Квалифицированный спасатель быстро сориентировался в экстренной ситуации – сразу после крушения начал оказывать первую помощь пострадавшим, с большинством из которых познакомился перед посадкой на борт вертолета.
"Где люди были, я начал ходить, спрашивать, у кого какие травмы. Все это было, у меня сильнейшая контузия, люди раздвоенные такие. Идешь – в глазах двоится. Нашел рюкзак свой. Достал из него медаптечку и начал ставить уколы обезболивающие. В зависимости от того, у кого какие травмы были", – рассказывает он.
По словам Дмитрия Кумшаева, после столкновения он помогал разбивать палатки. Затем выжившие пытались привлечь внимание поисковых вертолетов, которые несколько раз пролетали над местом аварии, но, видимо, не могли обнаружить пострадавших из-за плохой видимости.
"У нас был очень опытный спасатель с нами, он знал, что надо сделать. Создал посадочную площадку для вертолетов. И мы пытались как-то создать дым, чтобы нас было легче обнаружить", – рассказывает Кумшаев.
Почти сутки продолжалась спасательная операция. Всех пострадавших вывезли сначала в больницу райцентра Ляхш, а затем – в столичную клинику. Сейчас четырех альпинистов отпустили на домашнее лечение, девять человек все еще находятся в клинике с травмами головы, позвоночника и переломами ребер. Гражданин Испании и гражданка России после проведенной операции до сих пор находятся в реанимации.
"У них ушибы головного мозга тяжелой степени. Имею ввиду у двух человек. Динамика положительная. Один человек пришел в сознание, а у второго наблюдаются улучшения", – рассказал хирург Шоев Саадулло.
Все альпинисты были застрахованы как у себя дома, так и в местной туристической компании, которая сейчас готовит документы для выплат страховок, отправки выживших и тел погибших альпинистов на их родину.