Министерство иностранных дел России ввело санкции против молодежного гуманитарного проекта "Миссия Сибирь". Ранее его участники каждый год приезжали в Россию и ухаживали за могилами литовцев, репрессированных в сталинские времена: по подсчетам историков, с 1940 до 1953 года из Литвы на территорию нынешней России было сослано около 130 тысяч человек. Но в этом году членам "Миссии Сибирь", которые собирались поехать в Красноярский край, было отказано в получении виз.
В российском ведомстве это назвали "симметричным ответом на новые правила по восстановлению культурно-исторических объектов в Литве". В мае 2016 года министр культуры Литвы утвердил новые правила благоустройства "значимого для иностранных государств недвижимого культурного наследия, находящегося на территории Литовской Республики", и в МИД РФ считают их "довольно жесткими". Особое недовольство ведомства вызвало то, что по новым правилам финансировать восстановление памятников или захоронений в Литве можно только за счет самоуправлений, а напрямую Россия или любое другое государство выделять деньги на такие проекты не может.
Конфликт за могилы еще больше обострился в прошлом году. Тогда литовская организация "Забытые солдаты" перезахоронила останки советских воинов с кладбища в Вильнюсе. После этого департамент по культурному наследию Литвы заявил, что перезахоронения не были согласованы. И к тому же на памятнике была установлена советская символика, а по закону демонстрация советской или нацисткой символики в общественных местах, кроме музеев, в Литве запрещена.
В организации "Забытые солдаты" претензии посчитали необоснованными:
"Я думаю, это искусственно созданная ситуация в свете обострения межгосударственных отношений между Литвой и Россией", – считает Виктор Орлов, президент литовской ассоциации военной истории "Забытые солдаты".
Но дело даже дошло до суда, и в ответ Россия ввела санкции против молодежного проекта "Миссия Сибирь".
"Я очень удивился, узнав, что это связано с какими-то политическими причинами. Все еще надеюсь, что пересмотрят это решение, – говорит министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичус. – У нас есть много разногласий, это не секрет, мы спорим на международной арене. Но я не думаю, что это та сфера, где можно как-то отыграться".
Организатор экспедиции "Миссия Сибирь" Раминта Кажетиле рассказывает, что подготовка каждой поездки длилась несколько месяцев. Участники проходили строгий отбор, работали в архивах и искали материалы о тех, на чьи могилы поедут, встречались с родными и близкими ссыльных:
"По возвращению из экспедиции участники проводят лекции в школах, рассказывают молодежи об экспедиции, депортациях, о нашей истории, – говорит Кежелите. – Очень важно сохранять эту историю: ведь никто кроме нас самих этого не будет делать".
В прошлом году миссия ездила в село Порог в Иркутской области и встречалась с семьей Фалиции, чьи родители были сосланы в Сибирь в 1949 году. Назад в Литву семья так и не вернулась, осталась жить в России. Но Фалиция старается не забывать свои корни, чтит традиции и прививает их свои внукам:
"Мы все готовим литовское. Супы мы варим без картошки, как литовцы, цепеллины варим и кугелис мы делаем", – рассказала она.
Сейчас в "Миссии Сибирь" ждут окончательного решения от российской стороны. Если виз Россия так и не даст, организаторы, возможно, отправятся в места ссылки литовцев на территории современного Казахстана или Таджикистана.