По оценкам экспертов, сегодня в Кыргызстане примерно 13 тысяч гектаров сельскохозяйственных земель захвачены частными лицами и используются под строительство жилья. Чтобы в этом убедиться, достаточно проехать по окрестностям Бишкека или любого другого крупного города в Кыргызстане и посмотреть, как смыкается так называемое "саманное кольцо": самовольно захваченные участки с нелегализованными постройками. Сегодня вокруг одного Бишкека зарегистрировано целых 48 нелегальных жилых массивов.
Их жители не платят налоги на собственность, но также не имеют прописки, не могут отправить детей в школу, не прикреплены к больнице или поликлинике. Также их дома могут быть снесены в любой момент.
Причиной массового самостроя стала миграция киргизского населения из сельской местности в города в 90-е и последующие годы. Купить жилье в городе новым "горожанам" было не по карману, и в итоге многие предпочли захватить участки на окрестных пашнях и сами построить на них дома. Власти на эти постройки долгое время внимания не обращали. Потом, когда построек стало много, они обещали наказать самозахватчиков. Но в итоге неожиданно пошли им на уступки и приняли закон о легализации построек.
В лучшем случает такие дома подключены только к электричеству, и то не всегда легально. Минобар Чумаматова, которая живет недалеко от Бишкека, вспоминает, что построила на участке 10 лет назад глиняную времянку и заселилась в нее без всяких коммуникаций. Позже во дворе был выкопан колодец, а в последние годы она и другие жители нелегального поселка смогли добиться того, чтобы власти построили в нем минимальную инфраструктуру: для этого приходилось выходить на митинги и перекрывать автомобильные дороги.
"Мы дом покупали у захватчиков. Провели свет. Дороги проложили, – рассказывает Минобар. – Скидывались жители. Но документов на дома до сих пор ни у кого нет. Поэтому люди не могут попасть к врачам, и без прописки детей в школу не устроить.
Отсутствие документов на дома большинство жителей нелегальных поселков не смущало и не смущает:
"Мы взяли участок во время захвата. Заплатили руководителям группы, которые помогли занять это место. Они дали расписку. Мы отдали 55 тысяч сомов, сейчас здесь продают участки уже по несколько тысяч долларов", – рассказывает Суюнбек Мамытбеков.
Депутаты парламента Кыргызстана говорят, что закон легализует примерно 40 тысяч участков по всей республике, и документы получат все, кто возвел себе крышу над головой до 2009 года. Причины принятия закона, по словам авторов, скорее социальные: не лишать же домов и не бросать на произвол судьбы тысячи семей?
Но эксперты в ужасе от добродушия депутатов. Они говорят, что закон вступает в противоречие с другим уже принятым законом, который вводит мораторий на перевод земель из одной категории в другую. Строительство на орошаемых землях запрещает и Земельный кодекс. В Кыргызстане, где 94% территории занимают горы, пригодных для земледелия земель осталось не так уж и много.
"13 тысяч га – это огромная площадь. Это орошаемые земли отдельных районов нашей республики. Это безвозвратная утрата, – считает Джамин Акималиев, академик НАН Кыргызстана. – Но вместо того, чтобы обсудить хотя бы, наказать, оштрафовать или возбудить уголовное дело против захватчиков, депутаты втихаря, во время Чемпионата мира по футболу, не обсуждая ни с кем, не проводя парламентские слушания, не проводя обсуждений в СМИ, украдкой принимают такой закон".
Акималиев напоминает, что, по слухам, распродают территории вокруг Бишкека сами парламентарии. Один из законодателей, Карганбек Самаков, уже был осуждён за незаконную трансформацию земель, отдав 262 га своих пашен под жилые дома.
"По-видимому, у части депутатов есть свои личные интересы на этих захваченных землях вокруг Бишкека, – уверен Акималиев. – Во-вторых, мне кажется, в этом шаге депутатов имеется политическая составляющая. Они хотят приобрести симпатии избирателей на этих участках в обмен на противозаконное оправдание преступных действий самозахватчиков".
Судьба земель в Кыргызстане решится уже в ближайшие дни: закон отправлен на подпись президенту.