Источник в Министерстве образования науки заявил Настоящему Времени, что указание о принятии такого документа поступило к ним сверху.
Молодежь в Душанбе от новых правил, мягко говоря, не в восторге. Студенты считают, что указ нарушает их права, и они сами могут решать, куда, когда и зачем ездить.
"Это лишнее, мне кажется. Если студент хочет куда-то выехать, это его право. Это право любого человека – выехать за границу. Мы не живем в Советском Союзе, где это не было разрешено. У нас светское государство, правовое", – возмущаются они.
"Министерство образование не всегда дает разрешение на выезд. Это ущемляет права студентов", – рассказывает еще один студент.
"А разве не всегда так было?" – удивляются другие опрошенные.
"Люди моего поколения и старше знают, что в первые годы суверенитета и тем более в советское время существовали регламентирующие документы, которые четко контролировали выезд за пределы страны ученых, исследователей и интеллигенции, – вспоминает доктор юридических наук Шокирджон Хакимов. – Это было связано с тоталитарной системой, с авторитарным режимом".
Сейчас, по мнению многих опрошенных, эта "советская" система выезда научных работников и студентов за рубеж возвращается в Таджикистан.
Получить разрешение на выезд студентам и преподавателям вузов непросто: надо собрать целый пакет документов. Во-первых, нужно официальное письмо за подписью руководителя учебного заведения; во-вторых, копия загранпаспорта; в-третьих, нужно написать подробную автобиографию; в-четвертых – приложить копию приглашения на мероприятие. Самое интересное и сложное – анкета и подробное обоснование целей поездки. Причем, даже если предоставить все эти бумаги в Минобразования, в выезде чиновники все равно могут отказать.
В Министерстве образования страны уверяют, что на самом деле распоряжение издано для того, чтобы упростить выезд студентов и преподавателей за границу. Мол, студенту, ученому, лектору вуза проще сразу прийти в Управление образования, чем самому бегать по инстанциям и получать разрешение на выезд, начиная от куратора группы и кончая ректором. Также таким образом в Министерстве хотят уберечь молодежь от влияния пропаганды терроризма. Заодно чиновники будут знать, какие программы более привлекательны для студентов, в каких странах и кто учится или работает.
"До принятия данного документа выездные отношения работников системы образования регулировались обычаями делового оборота. Все это происходило хаотично, – говорит Илхом Камолзода, начальник Международного департамента Министерства образования и науки Таджикистана. – То есть не были предусмотрены никакие виды документов, не были утверждены нормативы, согласно которым отдельные работники системы образования могли бы выехать за рубеж".
Но эксперты считают, что документ Минобразования нарушает многие международные соглашения и правила. А между тем, согласно десятой статье Конституции Таджикистана, именно нормы и принципы международного права и международные соглашения Таджикистана имеют высшую юридическую силу в отношении текущего законодательства.