Доктор Тюбик: зачем дорожник из Витебска работает больничным клоуном

"В европейских странах больничный клоун – штатная единица. У нас такого никогда не будет". Волонтер из Витебска рассказал белорусской службе Радио Свобода, почему занимается клоунотерапией.

Валера Крючков – дорожный рабочий. Но несколько раз в месяц он надевает костюм больничного клоуна, чтобы навестить и подбодрить детей, которые долго лежат в больнице. Доктор Тюбик – его "больничное" имя – делает это бескорыстно и в свободное от работы время.

"Учительница говорила, мне нужно идти в клоуны"

"Моя основная работа никак не связана с хобби", – предупреждает Валера. У него длинный послужной список, а сейчас он – дорожный рабочий в ДЭУ №31 Витебска (Дорожно-эксплуатационное управление – НВ). Весна и лето для дорожников – горячая пора, когда рабочая неделя увеличивается до шести дней. Единственный выходной приходится делить между семьей и волонтерством, потому что и первое, и второе придает Валере жизненных сил.

Больничным клоуном он работает больше трех лет. Про лечение смехом узнал случайно – искал в интернете интересное занятие. Оказалось, клоунотерапию практикуют и в Витебске. Так Валера присоединился к волонтерскому клубу "Доктор Неболит" и к проекту "Веселый Доктор", который находится под опекой Красного Креста.

"Учительница в начальной школе говорила, что мне нужно идти в клоуны, поступать в цирковое училище, – улыбается Валера. – Тогда не сложилось. Зато теперь охотно этим занимаюсь".

"Школа клоунов учит быть смешным"

Впервые клоунотерапию на любительском и профессиональном уровне начали использовать в США в 1970-е годы. Оттуда эта практика распространилась на страны Западной Европы. В Беларуси первые больничные клоуны появились в 1994 году – в страну пришел швейцарский фонд "Теодора", он занимается методикой "Доктор Клоун". С 2009 года в Гомеле, Минске и Бресте появилась профессиональная команда Funny Nose, которая устраивает мастер-классы в крупных городах страны.

В Витебске больничная клоунада стартовала на несколько лет позже, сегодня ею занимаются несколько десятков человек.

Чтобы прицепить красный нос, волонтер должен пройти Школу клоунов. В витебской реальности это 2-3 рабочих дня с тренингами, мастер-классами более опытных клоунов. За это время новички знакомятся с всемирными методиками и собственными заготовками, как поддерживать детей, которые находятся на продолжительном лечении, остались без родителей или попали в сложную ситуацию.

"Школа клоунов на то и существует, чтобы объяснить новичкам, чем и как мы будем заниматься, – говорит Валера, который сознательно прошел уже три школы: сначала как слушатель, а потом как преподаватель. – Школа клоунов раскрепощает человека, учит быть смешным. Особенно в ситуациях, когда, кажется, совсем не до смеха".

После своего первого раза в роли больничного клоуна у Валеры остались воспоминания про "волнение и страх": "Я был несмелым, чувствовал себя мебелью".

Теперь он один из наиболее опытных клоунов Витебска – доброжелательного и внимательного Доктора Тюбика знают врачи и ждут дети.

"Я сразу знал, что буду Доктором Тюбиком"

Каждый больничный клоун работает над собственным образом.

"Характер клоуна может стать настоящим препятствием, – говорит Валера. – Кто-то несколько месяцев ищет образ, а кто-то сразу принимает решение. Я сразу знал, что буду Доктором Тюбиком – молодым, талантливым, болтуном и кривлякой. Вместе с тем добрым, доверчивым и немного наивным".

Главный атрибут больничного клоуна – красный нос. У Валеры он из пластика, с двумя малюсенькими отверстиями, чтобы было чем дышать и выглядело эстетично. Лицо и больничный халат Валера разрисовывает сам – пригодилось давнее увлечение рисованием.

Цветная одежда, верит Тюбик, помогает детям преодолеть боязнь белых халатов. Образ Валеры дополняет белый парик, желтая шляпа и синие носки.

Вся одежда и обувь, согласно санитарным нормам, сменная – выходить на улицу в ней запрещено. Более того, если клоун заметил даже самые легкие симптомы простуды, поход к детям откладывается.

"Нас никто не осматривает на входе. Это все на нашей совести, – говорит он. – Мы же больничные клоуны, мы пользу приносим, а не вред".

"Приходится импровизировать"

Валера выбирается к детям несколько раз в месяц. Вместе с другими коллегами они посещают больницы, детские дома и коррекционные центры. Работать приходится в разных отделениях и ситуациях, видеть – разные диагнозы. Поэтому никогда не удается действовать в соответствии с определенным планом.

"У тебя есть какие-то заготовки, пишешь сценарий, и все равно приходится импровизировать, – продолжает Валера. – Часто детям нужна не игра, а разговор – они хотят, чтобы их внимательно слушали".

Бывает и такое, что приходится успокаивать родителей.

"Однажды так случилось в хирургическом отделении, – вспоминает Валера. – Трехлетней девочке должны были делать плановую операцию по удалению аппендикса. Она обрадовалась приходу клоуна, а на маму было больно смотреть: начиталась интернета и запаниковала. Пришлось клоунам работать с мамой".

"К особенным деткам мы идем без грима – достаточно нацепить нос"

Для себя лично Валера выделяет работу с особенными детками, которым выпало жить со сложными диагнозами. Доктора Тюбика и его коллег ждут воспитанники Витебского коррекционного центра, а также Богушевского дома-интерната для детей с особенностями психофизического развития. Прежде чем навестить таких детей, клоуны встречаются с врачом, который предупреждает про особенности каждого ребенка.

"К особенным деткам мы идем без грима – достаточно нацепить нос, потому что они могут испугаться, – говорит Валера. – Нужно быть очень осторожным. Кто-то из детей может реагировать на громкие звуки, на определенный цвет или даже слово. Так один мальчик начинал кричать, когда слышал слово "мама". Для таких детей важны внимание, улыбка, в отдельных случаях – тактильные ощущения. Их смех всегда искренний. И как бы ни было сложно, это вдохновляет".

"Нацепил нос – и я Тюбик, которого не волнуют проблемы Валеры"

Работа больничного клоуна эмоционально сложная. Дети требуют много внимания, личного подхода, сливая в клоуна, будто в контейнер, негативную энергию.

У Валеры собственная стратегия, которой он придерживается во время работы: "Нацепил нос – и я Тюбик, которого не волнуют проблемы Валеры. А без красного носа я снова Валера".

К детям он идет обязательно в хорошем настроении, чтобы позитива хватило на полтора часа в отделении. Тем не менее, у клоунов случается эмоциональное выгорание. Более оптимистично проходит время с детьми, которые попали в больницу на неделю или две. Совсем по-другому чувствуешь себя в палате, в которой дети живут годами, один на один со сложными диагнозами – от психических заболеваний до проблем с опорно-двигательным аппаратом.

По словам Валеры, после такого определенное время вообще не хочется никуда ходить. Тогда стоит сделать перерыв, чтобы пережить и принять это в себе. Тем не менее, после паузы снова тянет назад. Особенно когда знаешь, что тебя ждут.

"В европейских странах больничный клоун – штатная единица"

Больничные клоуны работают с разрешения и согласия администрации. Но медики оценивают помощь смешливых коллег по-разному.

"Есть врачи, которые положительно реагируют на клоунотерапию. А для некоторых – это легкая забава, – говорит Валера. – Для персонала мы по популярности на 132-м месте. Нам не запрещают работать, но сильно и не поддерживают. Хотя иногда медсестры обращаются к нам, когда ребенку ставят катетер или готовят к неприятной процедуре".

Клоунотерапия импонирует Валерию том, что в ней сразу виден результат.

"Нам не нужно полгода ждать улучшения показателей. Польза заметна сразу после визита, – убежден он. – Когда мы приходим, отделение словно оживает. Притихшие дети смеются, шутят, играют, хоть на короткое время забыв, где они".

Но больничные клоуны помнят, что прежде всего – лечение. Даже самая веселая и интересная игра моментально прерывается, когда наступает время процедур.

Валера видит результат своей работы и верит в ее эффективность, однако не думает, что отношение к больничным клоунам в стране может сильно измениться.

"В европейских странах больничный клоун – это штатная единица. У нас такого никогда не будет. И дело не только в отношении к клоунотерапии, а к волонтерству вообще", – говорит он.

Коллеги по основной работе знают о необычном хобби Валеры, и большинство считает, что он тратит свое время зря. Если кто-то слышит, что клоуном он работает бесплатно, не понимают. А для Валеры – это положительные эмоции, новый опыт и общение, которые наполняют его жизнь смыслом и поддерживают в сложное время.

Более того, сейчас для Валеры это семейное дело – клоунотерапией заинтересовалась его 13-летняя дочь.

"Она видит, чем я занимаюсь. Ей это интересно, – не без удовольствия говорит он. – Я иногда беру ее помощником. Правда, пока в основном на благотворительные акции в праздничные дни".

Дарье 15 лет, она учится в школе, занимается танцами, ведет инстаграм и уже прошла Школу клоунов. Она примеряет на себя яркого и веселого сказочного персонажа Барбазяку, которого придумала сама.

"Я еще только учусь, поэтому мои обязанности – разговаривать с детьми и быть ассистентом в играх, – говорит Дарья. – Мне нравится идея клоунотерапии – помогать детям быстрее преодолеть болезнь, перестать думать, что в больнице все печально и мрачно".

Большинство сверстников Дарьи никогда не слышали о клоунотерапии, и она охотно делится своим опытом, с которым, возможно, свяжет будущую профессию. Валерий поддерживает дочь, потому что это еще один повод сделать что-то вместе, не отделяя волонтерство от семьи.

"Я не ищу выгоды, я работаю за идею"

Сейчас в Витебске около 30 больничных клоунов, и каждый имеет свою историю прихода в клоунотерапию. Это люди из самых разных сфер – наряд клоуна примеряют школьные преподаватели, оператор АЗС, логист, радиоведущий, эколог, но в основном это студенты, которым проще совмещать учебу и волонтерство.

По словам Валеры, часть студентов идут в клоуны, чтобы получить послабление в учебе.

"Я не ищу выгоды, я работаю за идею, – говорит он. – Когда к нам приезжают коллеги из Европы, всегда отмечают молодой возраст наших волонтеров. На западе благотворительностью занимаются люди более зрелого возраста".

"Клоунам можно!"

Второй раз мы встречаемся с Валерием в воскресенье в скверике возле областной детской больницы.

Руководство учреждения долгое время сотрудничает с больничными клоунами. Волонтеры имеют ключ от спортивного зала, где переодеваются и наносят грим. Без четверти пять Валера пойдет к детям. Его визит совпадает со временем посещения, поэтому в палатах могут присутствовать родители. По опыту Валеры, к клоунам они относятся дружелюбно.

Все, что нужно, помещается у Валеры в дорожной сумке: халат, нос, краски для грима, снаряжение для различных веселых игр, обязательно множество шаров, насос, чтобы их надувать, баночки с мыльным раствором для пузырей.

Мастерством твистинга должен овладеть каждый больничном клоун. В карманах Валериного халата вместо фанендоскопа и термометра – насос и горсть разноцветных шаров. Он может смоделировать из них множество фигур. Мальчики особенно любят мечи – сразу начинают фехтовать ими в коридоре. А девочкам нравятся котики и собачки, которым можно придумать кличку. Если кто-то предлагает клоунам финансовую помощь, Валерий просит покупать шарики и жидкость для мыльных пузырей – ведь это основной расходный материал.

Больничные клоуны чаще всего работают в паре, чтобы поддержать друг друга. В дуэте один более опытный, другой помогает. Однако даже самые опытные клоуны иногда попадают в казусные ситуации.

"Однажды мы решили пошутить и совершить конфетный грабеж, – вспоминает Валера. – Однако шутка вышла неудачной, потому что мы не учли главного: действие происходило в гастроэнтерологическом отделении, где конфеты вообще запрещены".

Последний год пару Валерию составляет Валерия – студентка ВГУ имени Машерова, которая учится на факультете социальной педагогики и психологии.

"Посмотрите, какой я себе аксессуар добыла", – здороваясь, Валерия достает из кармана небольшие розовые очки. За три года работы в клоунотерапии у девушки не раз менялись образы. Последний месяц Валерия работает веселым доктором Рыжиком, который очень любит играть с детьми.

"Взрослые дети более дружелюбно относятся к веселым болтунам, с младшими детьми стоит веселиться осторожно, чтобы не оттолкнуть", – делится наблюдениями Валерия.

Клоунотерапией она занимается несколько лет. Ее история началась с группы больничной клоунады, которую на факультете организовала одна из старших студенток. Волонтеры посещали детские дома и больницы, поддерживали инициативы Красного Креста.

"Я нашла себя в клоунаде, – на подходе к больничному корпусу признается Валерия. – Я была тихим, даже застенчивым человеком. Красный нос раскрепощает. В наряде клоуна ты можешь делать то, что нравится, и не бояться. Но самое важное, что мы помогаем детям, родителям и, хочется верить, медицинскому персоналу тоже".

"Клоуны, можно!" – женщина на вахте узнает Валеру и направляет их в офтальмологию, где сегодня детей не очень много. Валера и Валерия еще не знают, как пройдет встреча, но уже рады, что их очки будут выглядеть уместно, даже если одни из них – розовые и ненастоящие.