Жители Ирландии 25 мая голосуют на референдуме за легализацию абортов. Вокруг голосования развязались две битвы: одна касается сути референдума, вторая – его формы. Впервые техно-гигант Google запрещает политическую рекламу на спорную тему, да еще и накануне голосования. Активистам в погоне за голосами приходится поспешно пересматривать агитационные кампании.
Ваш браузер не поддерживает HTML5
Агитация офлайн
Политическая реклама в эфире ирландского телевидения под запретом. Местные ведущие и журналисты старательно обходят острые углы, обсуждая аборты. Единственный шанс для активистов достучаться до зрителя – взять слово в ток-шоу или попасть в новостной сюжет.
Уличная борьба за голоса идет гораздо активнее. В крупных городах столбы увешаны плакатами.
Агитация в Сети
Все те же аргументы, но на повышенных тонах, звучат и в интернете.
- "Нельзя запретить аборты. Можно запретить лишь безопасные и доступные аборты" (@suziegeewizz).
- "Нельзя убивать ребенка только потому, что вам неудобно его существование" (@mcgrory_ellen).
Последние полгода ирландские журналисты внимательно следят за интернетом: за трендами, фейками и манипуляциями, способными повлиять на исход референдума.
Особое внимание к таргетированной или "нацеленной" рекламе в социальных сетях. Имея информацию о пользователе (возраст, пол, увлечения и убеждения), она нацеливается на его болевые точки. Вспоминая о скандале с Cambridge Analytica, ирландские активисты призывали ввести ограничения на подобную рекламу.
- "Facebook заявила, что больше не принимает рекламу, связанную с референдумом, от заказчиков вне Ирландии. Google пошла еще дальше" (The Irish Times, Ирландия).
- "Если Facebook запретила только рекламные объявления с иностранными заказчиками, то Google – абсолютно все" (RTÉ, Ирландия).
Крайне скупое объяснение вызвало у СМИ море вопросов. И не только в самой Ирландии. Почему американские техно-гиганты приняли такое решение всего за две с половиной недели до голосования, а не раньше? Как это повлияет на агитационные кампании и исход референдума? Кто вообще принимал решение и отдавал приказ? Не считать ли действия корпораций вмешательством во внутреннюю политику суверенного государства?