Уланбек Джураев – бизнесмен из Кыргызстана. Недавно он возвращался домой из Киева через аэропорт казахской Алма-Аты. По прилету в Казахстан его и его коллегу-бизнесмена задержали сотрудники казахских спецслужб для дополнительной проверки. В очереди у кабинета Улан с коллегой провели два часа, и закончилось все тем, что бизнесмена попросили разблокировать телефон, а сотрудники спецслужб изучили его переписку.
"Это уже недопустимо! Вторгаются в личную жизнь, это вся моя переписка, все мои фотографии – это теперь достояние спецслужб Казахстана, – жалуется Улан. – Мы возражали, конечно, со мной был мой коллега из университета в Лондоне. Естественно, он за свои права бился, но ему сказали: "Или вы все это сделаете, или мы вас сейчас здесь закроем, мы имеем право вас на двое суток закрыть".
В такой же ситуации все чаще оказываются и другие кыргызстанцы, которые летят транзитом через Казахстан.
"Мы прошли на паспортный контроль, и я заметила небольшую комнату, и до этого я уже знала, что будет проверка, – рассказывает журналистка Нуржамал Джанибекова, которая возвращалась домой из Тбилиси. – Поэтому я заблокировала все личные приложения на телефоне и поставила на фон фотографию обнаженной женщины, чтобы пограничнику было как минимум неловко".
Но сотрудников КНБ Казахстана смутить оказалось сложно. Нуржамал задержали в аэропорту Алма-Аты примерно на час и все это время допрашивали.
"Один из них играет роль хорошего полицейского, а второй – плохого. Один очень грубо и неадекватно себя ведет, – рассказывает она. – Женщина, которая со мной была, – ей попался злой КНБшник. Он угрожал лишить ее вида на жительство, потому что она не очень хотела разговаривать с ним".
По приезду в Бишкек Нуржмал написала о случившемся колонку в англоязычном издании, ее коллеги готовят аналогичный материал. По словам Нуржамал, усиленному досмотру в аэропортах Казахстана повергаются граждане и Таджикистана, и Кыргызстана.
"С нами сидели наши, из Кыргызстана. Они плохо говорили по-русски и сотрудники КНБ позволяли себе грубости, – рассказывает житель Бишкека Мирбек Токтагараев, также попавший под "усиленную проверку". – Очень неприятно было. Мы спросили, с чем это связано, а они говорят, что очень много случаев экстремизма. И, как они сказали, они защищают родину".
Мирбек тоже ездил в Грузию. Лететь через Алма-Ату он, как и многие другие кыргызстанцы, решил из-за удобства рейсов и выгодной цены. Из Бишкека в Тбилиси летают всего две авиакомпании, поэтому транзит через Казахстан всегда был хорошей альтернативой. Но если усиленные проверки в аэропортах Казахстана будут продолжаться – многие задумаются о том, чтобы сменить привычный маршрут.
Телеканал "Настоящее Время" отправил официальный запрос в Комитет национальной безопасности Казахстана, спросив, с чем связано усиление проверок граждан Кыргызстана, которые летят через аэропорт Алма-Аты. Но за неделю казахстанские спецслужбы на него так и не ответили.
Учредитель юридической компании "Прецедент" Нурбек Токтакунов отмечает, что силовые органы разных стран имеют право проводить массовые досмотры и допросы иностранцев. Но в некоторых просьбах пассажиры чекистам могут отказать: они имеют на это право:
"Чем ниже профессионализм правоохранительных органов, тем больше они проводят рейдовых мероприятий. Профессионалы работают точечно, – говорит Токтакунов. – Если речь идет о гаджетах, о личной информации, то любой гражданин может препятствовать этому, отказаться добровольно это исполнить".
Юрист также советует потребовать составить протокол досмотра и дописать в него свои замечания. А если беседа и досмотр длятся более трех часов, то это, по словам юриста, уже можно назвать задержанием, и оформляться оно должно по своим правилам.