В 1964 году я, маленькая девочка, сидела на полу, покрытом линолеумом, в доме моей мамы в Милуоки и смотрела, как Энн Бэнкрофт объявляла победителя в номинации "Лучший актер" на 36-й церемонии "Оскара". Она вскрыла конверт и сказала пять [в русском – три] слов, которые стали историческими: "Победитель – Сидни Пуатье".
На сцену вышел самый элегантный мужчина, которого я когда-либо видела. Я помню, что его галстук был белым, а кожа, конечно же, черной – и я никогда не видела, чтобы черного мужчину так чествовали. Я пыталась много-много раз объяснить, насколько важным был этот момент для маленькой девочки – для ребенка, который смотрел [телевизор] на дешевом линолеуме, и чья мама возвращалась домой смертельно уставшая после уборки в чужих домах. И все, что я могу сделать – процитировать роль Сидни в "Полевых лилиях": "Аминь, аминь, аминь, аминь".
В 1982 году Сидни получил премию Сесиля Б. Де Милля здесь, на церемонии "Золотой глобус". И для меня очевидно, что сейчас маленькие девочки смотрят, как мне, первой чернокожей женщине, вручают ту же награду. Это честь – честь разделить этот вечер со всеми ними, а также с невероятными мужчинами и женщинами, которые вдохновляли меня, которые соперничали со мной, которые поддерживали меня и сделали мое присутствие на этой сцене возможным. Деннис Свонсон, который рискнул и позвал меня на шоу A.M. Chicago. Куинси Джоунс, который заметил меня на этом шоу и сказал Стивену Спилбергу: "Да, это София из "Цветов лиловых полей". Гейл [Кинг], настоящий друг. И Стедман [Грэм], который был моей стеной. Чтобы назвать всего лишь пару имен.
Я бы хотела поблагодарить Голливудскую ассоциацию иностранной прессы, потому что мы все знаем, что сегодня пресса находится в осаде. Но мы также знаем, о ненасытной жажде к раскрытию абсолютной правды, которая не позволяет нам игнорировать коррупцию и несправедливость. Не позволяет игнорировать тиранов и жертв, и секреты, и ложь. Я хочу сказать, что ценю прессу больше, чем когда-либо в это сложное время. Поэтому я хочу сказать: я точно знаю, что говорить свою правду – это самое мощное средство, которое у нас есть. И я особенно горжусь и воодушевляюсь всеми женщинами, которые оказались достаточно сильными, чтобы высказаться и поделиться своими личными историями. Каждого из нас в этом зале любят за истории, которые мы рассказываем. В этом году мы стали историей.
Но на индустрию развлечений влияет не просто какая-то история. Эта история пересекает границы любой культуры, географии, расы, религии, политики или профессии. Сегодня я хочу выразить благодарность всем женщинам, которые пережили годы жесткого обращения и насилия, потому что у них, как и у моей мамы, были дети, которых нужно кормить, и счета, которые нужно оплачивать, и мечты, которые нужно воплощать. Они – женщины, чьих имен мы никогда не узнаем. Они работают дома и на фермах. Они работают на фабриках, в ресторанах, они академики, инженеры, медики и научные работники. Они работают в мире технологий, политики и бизнеса. Они – наши атлеты на Олимпиадах и наши солдаты в армии.
Есть имя, которое я знаю – Рейси Тэйлор, и, мне кажется, вам тоже стоит его знать. В 1944 году Рейти Тэйлор была молодой женой и матерью. Она шла домой из церкви в Абвиле, штат Алабама, когда ее схватили шесть вооруженных белых мужчин. Ее изнасиловали и оставили с завязанными глазами на обочине дороги, которая вела из церкви к ее дому. Они угрожали ей убийством, если она кому-то расскажет о случившемся. Но о ее истории узнали в NAACP (National Association for the Advancement of Colored People, "Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения" – НВ), где молодая сотрудница Роза Паркс стала главным следователем по этому делу. Вместе они добивались справедливости. Но в эпоху Джими Кроу (время действия законов о расовой сегрегации – НВ) справедливость была невозможна. Мужчин, которые пытались ее сломить, так и не наказали. Рейси Тэйлор скончалась 10 дней назад, незадолго до своего 98-го дня рождения. Она жила как и мы, слишком много лет в мире, где правила задавали брутальные, могущественные мужчины. Слишком долго женщин не слышали и им не верили, если они осмеливались говорить свою правду о силе этих мужчин. Но их время вышло. Их время вышло.
Их время вышло. И я просто надеюсь – я просто надеюсь, что Рейси Тэйлор умерла, зная, что ее правда, как и правда многих других женщин, которым причиняли боль в те годы и которым причиняют боль и сегодня, побеждает. Эта правда была где-то в сердце Розы Паркс, которая через 11 лет [после нападения на Рейси Тэйлор] решила не покидать свое место в автобусе в Монтгомери, и эта правда здесь с каждой женщиной, которая решила сказать: "Я тоже". И с каждым мужчиной – каждым мужчиной, который готов слушать.
В своей карьере я всегда изо всех сил старалась показать – на телевидении или в кино – как мужчины и женщины ведут себя на самом деле. Рассказать, как мы испытываем стыд, как мы любим и как мы гневаемся, как мы терпим неудачи, как мы отступаем, упорствуем и преодолеваем. Я брала интервью и играла людей, которые пережили самые ужасные ситуации, которые только может подбросить жизнь. Но особенность, которая, кажется, есть у них всех, – это способность не терять надежду на ясное утро даже в самые темные ночи. Поэтому я хочу, чтобы все девочки, которые сейчас смотрят меня, знали, здесь и сейчас – новый день наступает! И когда, наконец, придет рассвет, случится это благодаря великолепным женщинам – многие из них сейчас в этом зале – и благодаря многим феноменальным мужчинам. Все они отважно сражались за то, чтобы настали времена, когда никому не придется говорить "я тоже". Спасибо.