На этой неделе исполнился год подписанию исторического мирного соглашения между властями Колумбии и повстанцами военизированной группировки ФАРК. Более полувека боевики из леворадикальной, марксистской организации "Революционные вооруженные силы Колумбии" терроризировали страну. Устраивали взрывы, похищения людей и промышляли наркотрафиком.
Теперь бывшие партизаны и борцы с империализмом возвращаются к мирной жизни. Некоторые из них потянулись к перу, точнее к микрофону с камерой. ФАРК запустил собственный новостной канал.
Те же джунгли, те же лица, но вместо автоматов – микрофоны. Чуть больше года назад они были не репортерами, а боевиками группировки ФАРК. Как и почти все сотрудники канала "Новая Колумбия".
Большинство из них в рядах ФАРК еще с детства. Паула Саенс – с 16-ти лет, Камила Лопес и Ядира Суарес – с 14-ти.
Марилу Рамирес по обвинению в теракте, устроенном ФАРК, осудили на 27 лет. Благодаря мирному соглашению и амнистии, она вышла через 10.
"Мне в тюрьме говорили: "Марилу, вечно ты слушаешь эти новости!" А я объясняла, что это – единственная связь с внешним миром", – объясняла она.
Костяк "Новой Колумбии" – бывшее крыло пропаганды ФАРК. Еще пару лет назад оно запустило в соцсетях страницы, где сообщало о ходе мирных переговоров с властями. Когда договор подписали, канал легализовался. В палаточных лагерях для бывших боевиков открыли школы журналистики. В разных уголках страны обучение прошли около двух сотен человек.
Теперь 25 из них работают в столице, в редакции "Новой Колумбии", еще несколько десятков снимают репортажи.
"Мы, как любой маленький канал, надеемся стать большими и популярными, – рассказывает режиссер Мануэль Боливар. – Хотим быть профессиональными журналистами. Предлагать зрителю проверенную, честную и полную информацию".
Новости и ток-шоу "Новой Колумбии" выходят пока только в интернете. Спонсоров и рекламодателей у канала нет. Платит бывшим боевикам государство (что-то около 200 долларов, минимальная зарплата по стране). Для властей это – способ социализировать бывших повстанцев, дать им возможность вписаться в мирное общество, и при этом попробовать наладить диалог, услышать точку зрения, которой колумбийские СМИ последние полвека пренебрегали.
"Новая Колумбия" активно работает в отдаленных регионах страны, до недавнего времени недоступных и для властей, и для провластных журналистов. Практически открывает эти места для сограждан.
Каждый репортаж "Новой Колумбии" заканчивается словами о мире. Но не о смирении. Хотя революционеры потерпели поражение и вынуждены теперь приспосабливаться к мирной жизни, но ФАРК все еще существует. Теперь это не группировка, а политическая партия. А вместо оружия – лозунги, камеры и микрофоны.