Скромная женщина-прокурор живет на одну зарплату и только за последний год завела более тысячи уголовных дел на румынских коррупционеров. В том числе – на брата президента, который назначил ее на этот пост.
Международные организации, которые борются с коррупцией, не считают, что в Румынии эта проблема решена: в свежем "Индексе восприятия коррупции" Transparency International за 2016-й год страна занимала лишь 57-е место, пропустив вперед не только Латвию, Литву и Эстонию, но и Грузию.
Но еще в 2013 году Румыния занимала 69 место, и заметные улучшения с тех пор можно связать с работой одной женщины, антикоррупционного прокурора Лауры Кодруцы Кьовеши.
Президент Румынии Траян Бэсеску ввел должность специального антикоррупционного прокурора в 2013 году, отчасти под давлением Евросоюза, к которому Румыния присоединилась несколькими годами ранее.
На новый пост он назначил Кьовеши, самого молодого прокурора в истории Румынии. Но он вряд ли мог себе представить, что за несколько лет она отправит на скамью подсудимых тысячу высокопоставленных чиновников: от мэров и судей до его собственного брата.
Лаура родилась в Трансильвании. Ее отец также работал в прокуратуре, так что сомнений по поводу профессии у девушки не было. В юности она играла в баскетбол (в том числе за сборную Румынии), а, когда выросла, перенесла спортивное упрямство и в юридическую работу, где с самого начала занималась расследованиями организованной преступности.
В 2006 году Кьовеши стала прокурором при Верховном Суде Румынии, а в 2013 году получила нынешнюю должность.
Британское издание The Guardian, сделавшее с Кьовеши интервью, описывает прокурора как тихую и скромную женщину. Декларация женщины показывает, что нее в собственности находится лишь купленная в ипотеку квартира.
Но ей хватает характера, чтобы жестко разбираться с чиновниками всех уровней, замешанных в даче и получении взяток.
***
В 2015 году она завела дело на мэра Бухареста Сорина Опреску, обвинив его в получении взятки в размере 25 тыс. евро и в том, что в 2013-2015 годах он получал "откаты" в размере 10% от всех заключенных муниципальных контрактов в городе. В декабре Опреску задержали по обвинению в коррупции.
В том же Кьовеши открыла дело против действующего тогда премьер-министра Виктора Понты. Политик был обвинен в подлоге, соучастии в уклонении от уплаты налогов и отмывании денег, предположительно совершенном в то время, когда он был адвокатом, и попыталась заморозить часть его активов.
Обвинения, которые выдвинула против премьера Кьовеши, а также его поведение после пожара в ночном клубе Colectiv в Бухаресте, где погибли 64 человека и были ранены 147, привели к отставке Понты.
В следующем, 2016 году, Кьовеши, как следует из отчета ее департамента, отправила в суды уголовные дела против более чем 1,2 тыс. подозреваемых в хищениях, взяточничестве и откатах чиновников:
- 3 министров,
- 6 сенаторов,
- 11 депутатов,
- 47 мэров городов,
- 21 представителя компании с госучастием.
Среди перечисленных – Мирча Бэсеску, родной брат бывшего президента Траяна Бэсеску, который и назначил Кьовеши на пост антикоррупционного прокурора.
Кьовеши обвинила Мирчу Бесэску в том, что он получил взятку за обещание спасти заключенного в тюрьму преступника, вместе с ним по делу проходили несколько других членов его семьи. Несколько телеканалов утверждали, что брат-президент знал о сделках, которые заключал Мирча, но Траяну Бесэску удалось избежать официальных обвинений.
****
Большинство жителей Румынии поддерживают деятельность Кьовеши и негативно относятся к коррупции в высших эшелонах румынской власти. В феврале 2017 года в Бухаресте и других городах прошли массовые протесты против коррупции, в них приняли участие 250 тыс. человек.
Эта была крупнейшая за последние 25 лет акция протеста в Румынии, и спровоцировал ее новый закон, снимающий уголовную ответственность с коррупционеров, если те причинили ущерб государству на сумму меньше 48 тыс. долларов.
Закон после массовых протестов в итоге отменили.
Не все довольны расследованиями прокурора Кьовеши. Чаще всего ее обвиняют в применении незаконных методов, например, прослушки кабинетов и телефонов чиновников.
Сама Кьовеши на это говорит, что прослушивает телефоны лишь с санкции судей. Недовольным прокурор отвечает, что ее методы одобряет руководство ЕС, с которым она регулярно общается.
По словам Кьовеши, у нее нет желания посадить всех румынских чиновников, но если жители страны поймут, что дела можно решать без дачи взяток – она сочтет свою задачу выполненной.