Две смерти в киевском метро за три месяца, в обоих случаях погибли подростки. Оба увлекались "зацепингом" – это такое экстремальное катание на крышах поездов. Увлечение популярно среди подростков, в том числе в Украине. Зацеперы снимают свои приключения на камеру и выкладывают ролики в интернет. Видеоблогеры-экстремалы набирают на ютуб-каналах сотни тысяч лайков, но иногда платят за популярность жизнью.
"Покататься на метро – это такой небольшой пунктик был – просто посмотреть, как это, преодолеть какой-то страх свой внутренний и в принципе доказать себе, что ты можешь", – говорит один из экстремалов, Стас Агапов.
"В 2014-м году у нас был случай, когда двое парней захотели прокатиться на вагоне. Одного из них просто размазало по тоннелю, второй – сбежал. Если вы хотите доехать до кладбища, вы можете ехать между вагонами, на вагонах, в любых позах. Если же вы хотите доехать на встречу к своему другу, вы как нормальный пассажир оплачиваете проезд, садитесь в вагон и едите", – объясняет опасность пресс-секретарь киевского метрополитена Наталья Макогон.
В конце мая в киевском метро погиб парень. При попытке прокатиться на крыше вагона он сорвался и упал на рельсы на глазах у пассажиров. Не прошло и месяца, как случай повторился – молодой человек, ехавший верхом на вагоне, на полном ходу врезался в автомост. Ранее несколько подростков получили ожоги на крыше электрички.
Зацеперы появились с развитием железнодорожного транспорта в конце XIX века. Но если в те времена это было скорее необходимостью и способом путешествовать бесплатно, то сейчас стало экстремальным увлечением.
"Мне 15 лет, скоро будет 16. На этом мосту примерно 12 моих одноклассников были – девочки, мальчики. Это сейчас в тренде как бы. Это всегда было в тренде, я думаю", – говорит зацепер Алексей Савенко.
Другой зацепер, Стас Агапов с подросткового возраста занимался паркуром и акробатикой. Со временем перешел к руфингу. Для него это не просто хобби, но и заработок. У его ютуб-канала сейчас 100 тысяч подписчиков.
"Я живу, я кайфую, я получаю от этого удовольствие, я зарабатываю этим на жизнь и, в принципе, меня все устраивает. Я доволен своей жизнью. На самом деле, любое увлечение можно сделать максимально безопасным. Все, что я делаю, на 99% зависит от меня", – говорит он.
Алексей Савенко тоже завел свой ютуб-канал, куда выкладывает видео с вылазок. Может ли погоня за лайками и популярностью в социальных сетях толкать подростков на реальный риск для жизни, объясняет психолог.
"Это может быть стимулом. Но, опять-таки, я всегда делаю оговорку. Все зависит от человека – насколько у него большой ресурс экстремальности в принципе и как далеко он может зайти. Потому что мир и родители оказывают очень сильное давление, вынуждаю человека быть успешным и чего-то постоянно добиваться, зачастую давая ему совсем мало положительного подкрепления о одобрения. Если он не получает его дома –он получит его в другом месте, например, в соцсетях", – говорит психолог Марина Царенок
Психологи советуют родителям внимательнее относится к детям, больше принимать участие в их жизни. Ведь запретить подобный экстрим вряд ли удастся. Это хобби и так часто находится на грани закона, однако это не останавливает молодежь.
"Адреналин – это, в принципе, наркотик. И когда ты занимаешься руфингом он у тебя вырабатывается, и тебе хочется еще, еще и еще", – говорит Савенко.