"Все было", – так емко фоторепортер Давид Френкель рассказывает об истории гражданских протестов. Главное отличие в том, как о недовольствах узнавала общественность. Когда человека в движении стало возможным сфотографировать, а газетчики научились печатать снимки – скрывать масштабы гражданских выступлений стало все труднее.
Точно так же, как на Майдане закидывали брусчаткой бойцов "Беркута" – в 60-х бросали камни в полицию жители Парижа. Есть десятки других аналогий с протестами на постсоветском пространстве. Сегодня одна из самых популярных форм недовольства властью на фото – акционизм.
"В России очень популярны перформансы, какие-то театрализованные акции, особенно в Санкт-Петербурге. И это уже 60-е. До 60-х ационизма практически не было, он очень сильно расцвел после майских событий 1968 года. Поэтому у нас – как и везде, такая смесь из всего, что накопилось за весь ХХ век", – говорит фоторепортер Давид Френкель.
Один из самых неизвестных жанров для советских фотографов – уличный протест. За всю историю СССР почти не осталось снимков антиправительственных демонстраций и несанкционированных акций. Как, например, митинг несогласных с судом по делу писателей Синявского и Даниэля на Пушкинской площади Москвы.
"Во многом, конечно, не было практики, – считает Френкель, – фактически первые протесты появились в СССР в перестройку, в 1987 году – это были градозащитные протесты. И, конечно, у советских фотографов не было опыта, как это снимать. Не было культуры репортажной фотографии, во многом это была пропагандистская фотография".
Поэтому так мало качественных снимков августовского путча в Москве и почти нет фотографий из регионов, говорит Френкель.
Но в 90-е фоторепортеры сделали большой шаг, заимствовали опыт у коллег, которые весь ХХ век снимали антивоенные демонстрации в Европе и США, митинги за права темнокожих американцев и ЛГБТ-общества. Причем, кроме доступной теории, в СНГ фотографы получили свою практику. Сценарии Трафальгарской площади повторились на Болотной.
"Вообще за 2017, особенно в Петербруге, был рост протестных акций. Это и Исаакий, митинги в поддержку Навального. Есть ощущение, что нарастает. Тем более, что акции 26 марта и 12 июня – самые многочисленные акции с 1997 года, а, может быть, и с 1991", – говорит Френкель.
Классик фоторепортажа Роберт Капа говорил: "Если твои фотографии недостаточно хороши, значит ты был недостаточно близко". Если верить прогнозам Давида Френкеля, в 2017 году у российских фотографов есть все шансы оказаться в эпицентре событий.