Как ожившие камни заставляют сопереживать сирийским беженцам

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Известный скрипач Гидон Кремер задумал новый музыкальный проект, который позволил бы ему откликнуться на ближневосточный кризис. Осуществить идею ему помог визуальный материал – работы из камешков, собранные сирийским скульптором и художником Низаром Али Бадри. Но главным для Кремера было найти такую форму повествования, где музыка помогла бы "оживить" камни. Своей идеей Кремер поделился с график-дизайнером Сандро Канчели. Так появился 25-минутный фильм "Картины с Востока" с ожившими рисунками и музыкой Карлхайнца Штокхаузена. А затем и концертная версия – с произведениями Роберта Шумана.

Все началось в 2016, когда известный музыкант, легендарный скрипач Гидон Кремер гостил в Тбилиси. Он показал Сандро Канчели работы из маленьких камней, созданные и размещенные в интернете проживающим в Сирии скульптором и художником Низаром Али Бадри. Тогда же поделился своей идеей. Новый музыкальный проект Кремер хотел посвятить теме беженцев и происходящим на Ближнем Востоке трагическим событиям.

"Эта война не заканчивается, не прекращается и поток беженцев, и как-то все это становится похожим на какой-то перманентный, бессрочный конфликт, неугасаемый очаг войны, – говорит график-дизайнер Сандро Канчели. – Когда я увидел эти статуэтки, созданные из камешков, у меня появилась спонтанная, но логичная идея – оживить эти статуэтки".

С Низаром Али Бадри, который по сей день живет в Сирии, связались по интернету с помощью его друга, говорящего на английском. Попросили разрешение на использование его работ. И тогда камешки потихоньку "ожили" и "зашевелились": беженцы взгромоздили себе на плечи тяжелые узлы и понеслись прочь от дома, а влюбленные – обнялись друг другом.

Кремеру так понравились истории оживших камней, что было решено подобрать для них музыкальный фон из нескольких мелодий Карлхайнца Штокхаузена из его известного цикла "Знаки зодиака", а затем в проекте появилась и музыка Роберта Шумана.

"Этот проект существует в двух различных видах. Одна – телевизионная версия, которую надо было показать организаторам концертов. А первоначальная, так называемая оригинальная версия, рассчитана на концертный зал, где оркестр на сцене между историями вживую исполняет музыку Шумана", – рассказал Сандро Канчели.

Презентация 25-минутного фильма "Картины с Востока" состоялась в Швейцарии. Но сам Низар Али Бадри не смог на ней присутствовать – ему, как потенциальному беженцу, отказали в визе.

Зритель покидал зал в задумчивости: музыка с анимацией рассказали большую и трагичную историю.

"Средств для создания анимации беспредельно много – она может быть очень острой, может быть крайне нежной или тошнотворной, тягостной, а может и успокаивать. Я не вижу ограничений в анимации", – говорит Сандро Канчели.

Фильм 13 раз монтировали, и лишь после 13-го раза поставили точку. Художник-дизайнер Нино Андриашвили сейчас вспоминает, что в свое время и не могла представить, что движущиеся камешки могли бы рассказать такие эмоциональные истории.

"Несмотря на то, что я несколько раз смотрела этот фильм, каждый раз это вызывало удивительные эмоции. Уверена, он заставит человека, который его увидит, очень задуматься. Для меня самой эмоциональной была сцена о детях-беженцах, двигающихся в воде – это был как раз тот период, когда утонули дети мигрантов. Эта сцена была для меня очень тяжелой, я не думала, что будет так тяжело, – говорит Нино Андриашвили. – Анимация, наверное, доступна человеку любого возраста, начиная с ребенка. Она, наверное, самая простая, самая близкая для человека".

"Картины с Востока" уже отправили на кинофестивали в Торонто, Индианаполис и Лиссабон. А концертную версию этого фильма камерный оркестр "Кремерата Балтика" планирует включить в свое концертное турне 2017-18 годов.

Гидона Кремера в Тбилиси ждут в декабре. Он приезжает в Грузию по приглашению Тбилисской государственной консерватории и в рамках новогодних праздников даст концерты. К этому времени планируется и премьера фильма для грузинского зрителя.