Один год и четыре месяца – именно столько длился в Оболонском суде Киева процесс по делу бойцов роты спецназначения МВД "Торнадо". Суд шел в закрытом режиме, потому что в нескольких эпизодах, по которым обвиняли военных, речь шла о сексуальном насилии. Тем не менее, видео с процесс регулярно попадали в СМИ. На них обвиняемые оскорбляли прокуроров и судей и даже поливали их собственными фекалиями.
После этого прокуроры стали ходить на суд с охраной и зонтами, а здание суда начали охранять машины спецназначения Нацгвардии, автобусы полиции и автомобили патрульных. В те дни, когда выносился приговор, в Облонском суде были отменены все другие заседания: слушалось лишь дело "торнадовцев".
История "Торнадо" началась в 2014-м году, когда на фронт в Донбасс в Украине шли не только профессиональные военные, но и множество добровольцев. Именно из них и было сформировано и подразделение "Торнадо". Позже их признали официально: назвали ротой спецназначения МВД, дали оружие и удостоверения. В тот момент прошлое добровольцев роты никто не проверял, а должного контроля за их действиями в украинской армии также не было.
Летом 2015-го года главный военный прокурор Украины Анатолий Матиос впервые заявил: бойцы "Торнадо", размещенные на базе в Луганской области, убивают, насилуют, похищают людей, пытают их, а также мародерствуют.
Роту расформировали, на скамью подсудимых попали 12 человек во главе с командиром, трижды судимым Русланом Онищенко. Одиннадцать бывших бойцов роты в суд из автозака выводили под прикрытием маскировочной сетки. Двенадцатый, Юрий Шевченко, пришел сам, в солнцезащитных очках и в окружении охраны. Он единственный частично признал свою вину, и единственный из обвиняемых слушал приговор не в так называемом "аквариуме".
Остальные обвиняемые слушать и судей даже не пытались. Они снова оскорбляли прокуроров и судей и угрожали журналистам. Белорусский репер Даниил Ляшук с позывным “Моджахед”, полученном после принятия ислама, даже пустился в пляс на скамье подсудимых.
Организатором преступной группировки следствие называет бывшего комбата "Торнадо" Руслана Онищенко . На суд он надел футболку с цитатой из песни российской группы Любэ: "Комбат, ты сердце не прятал за спины ребят". В прошлом, еще до войны, Онищенко был трижды судим – за похищение человека, вымогательство, незаконное хранение оружия, кражи. По тем же статьям группировку обвиняют и за их действия в Луганской области. Сами военные обвинения отрицают. Говорят: им мстят за то, что боролись в зоне АТО с незаконным провозом товаров на неконтролируемую правительством территорию.
"Руслан лично построил весь батальон и сказал: пацаны, у меня 80% батальона из Донецкой и Луганской областей, у них там дом, и нам предлагают бабки за то, чтоб мы молчали. Кто хочет вернуться домой, шаг вперед! – рассказал на процессе Ляшук. – И все, как один вышли. И Руслан сказал: будьте готовы к тому, что нас обвинят в самых страшных преступлениях и "закроют".
В итоге судьи признали членов группировки виновными и огласили приговор, хотя он оказался и мягче, чем просила прокуратура. Онищенко дали 11 лет вместо 15, которое запрашивало обвинение, белорусу Ляшуку – 10, шестерым военным – от 8 до 9 лет, еще четверым – условные сроки.
Обе стороны по окончании заседания заявили, что недовольны приговором и будут оспаривать его в апелляционном суде.
"Мы абсолютно не согласны с приговором суда, – заявил по окончании заседания адвокат "торнадовцев" Владимир Якимов. – Все полтора года, пока идет слушание, обвинение строится исключительно на показаниях потерпевших".
"Мы считаем, что суд вынес обвиняемым слишком мягкое наказание", – подчеркнул в ответ на это военный прокурор Руслан Кравченко.