"Поколение невидимок" — так в Эстонии называют молодых людей, которые нигде не учатся и не работают. По последним подсчетам, их в небольшом государстве больше 30 тысяч — это каждый восьмой житель страны в возрасте от 15 до 29 лет.
Причины, по которым "невидимки" отказываются от работы и карьеры, разные: одним просто не удается найти работу по специальности, другие никак не могут решить, чем заниматься, а третьи просто не хотят обременять себя лишними заботами, предпочитая жить за счет родителей.
"Да просто хотят нормальных зарплат. Зарплата должна быть такая, чтобы человек мог жить, а не пиво пить во дворе", — замечает житель Таллина Александр.
"Найти работу не так сложно, но многие хотят трудоустроиться по профессии, а это может быть сложно, — возражает на это студент Алекс. — Молодые люди хотят сразу занимать высокие посты, а это нереально, тем более без опыта".
Нежелание молодых людей работать уже начало тормозить экономический рост в Эстонии. И государству пришлось придумать несколько программ, которые поднимут уровень занятости среди эстонцев в возрасте до 30 лет.
Ливия Лаас — одна из кураторов государственной программы "Моя первая работа".
"Мы даем субсидии работодателям, которые соглашаются взять на работу молодых людей, у которых нет специального образования и опыта", — рассказывает она. По словам Ливии, иногда молодёжь для программы приходится искать прямо на улице, или рассылать им информацию о вакансиях в соцсетях. Многих приходится в буквальном смысле уговаривать сделать первые шаги на рынке труда.
Схема "Моей первой работы" простая: половину зарплаты молодому человеку платит непосредственно работодатель, а вторую половину оплачивает государство. Желающих поучаствовать в программе среди предпринимателей — масса. А вот с молодыми кадрами даже при всей помощи со стороны государства — проблема. Социальные работники признают, что многие молодые эстонцы действительно не хотят работать.
"Конечно, есть молодые люди, которые говорят: я хочу зарабатывать полторы тысячи евро в месяц, и не центра меньше, — рассказывает Ливия Лаас. — Но есть и вторая проблема: работодатели не хотят нанимать людей, у которых нет опыта".
Работодатели также неохотно берут на работу молодых людей с криминальным прошлым, поэтому многие из 30 тысяч "невидимок" стали бездельниками поневоле, из-за судимостей. Чтобы им помочь, Министерство внутренних дел Эстонии запустило программу STEP — она помогает найти работу бывшим преступникам.
Как и в случае с "Моей первой работой" STEP и кураторы программы выступают в роли посредника между работодателем и потенциальным работником с криминальным прошлым. Они — гарант доверия и несут полную ответственность за своих подопечных.
"Мы выясняем что конкретный молодой человек умеет делать. Конечно, речь не идет об офисной работе, скорее это такие профессии как официант, работник склада, продавец в магазине, и так далее, — рассказывает Михкель Вальстрём, куратор программы STEP. — У большинства наших клиентов образование всего девять классов, так что выбор специальностей для них небольшой".
Михкель шутит, что легче всего трудоустроиться удается парням, которые раньше продавали на улице наркотики: они из бывших преступников самые предприимчивые и смекалистые. Сейчас в программе STEP участвуют уже 70 молодых людей. Но Михкель сетует, что на собеседования своих подопечных кураторам приходится вести чуть ли не за руку, как первоклассников в школу 1 сентября.
На Эстонской бирже труда говорят, что с появление этих госпрограмм ситуация с безработицей среди молодежи в стране немного улучшилась. За прошлый год в Эстонии стало 4 с половиной тысячи "невидимок" меньше.