Дело Алексея Кунгурова: за что посадили блогера-сталиниста

Первое собрание "Комитета 25 января". Алексей Кунгуров — крайний справа

Выездная коллегия Приволжского окружного военного суда приговорила тюменского блогера Алексея Кунгурова к двум с половиной годам колонии-поселения. Его обвиняли в публичном оправдании терроризма за пост в "Живом журнале" под заголовком "Кого на самом деле бомбят путинские соколы?"

Суд проходил в закрытом режиме: эксперту, который проводил лингвистическую экспертизу текста Кунгурова, якобы поступали угрозы. О приговоре пресса узнала от адвоката осужденного Александра Зырянова. Суд рассматривал дело всего восемь дней.

Дело рассматривал Приволжский военный суд (он находится в Самаре) выездной коллегией, поскольку все дела о терроризме находятся в компетенции военных судов.

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Дело Алексея Кунгурова: за что посадили блогера-сталиниста

Кунгуров был под арестом с 16 июля. Первый обыск у блогера прошел 3 марта, тогда же он узнал о возбужденном против него уголовном деле. Сам публицист тогда связывал действия правоохранительных органов со своей "бурной деятельностью": на первую половину марта у него было запланировано несколько выступлений, в том числе на "Сталинских чтениях" в Пензе.

В начале года Алексей Кунгуров принимал участие в создании партии Игоря Гиркина (Стрелкова) — "Комитет 25 января". Он вошел в эту организацию вместе с другими националистическими и консервативными публицистами: Константином Крыловым, Егором Холмогоровым, Алексеем Калашниковым и Эдуардом Лимоновым.

Публикация "Кого на самом деле бомбят путинские соколы?" до сих пор доступна в "Живом журнале". Кунгуров доказывал, что главная цель операции России — не борьба с "Исламским государством", а остатки Сирийской свободной Армии, противостоящей режиму Башара Асада. Публицист подчеркивал, что Асад сам спонсирует террористические группировки — но не суннитского, а шиитского толка, и обвинял сирийский режим в заключении союза с "Исламским государством". Запись он опубликовал в октябре 2015 года, но претензии к ней появились только спустя пять месяцев.

Для оценки текста следствие привлекло одного из знакомых Кунгурова, доцента кафедры журналистики Тюменского госуниверситета Владимира Лысова. Эксперт пришел к выводу, что в тексте "присутствуют призывы к расколу в обществе, к конкретным, иными словами, к революционным действиям определенного характера, к дестабилизации общественно-политической жизни страны". Позже, уже после приговора, в интервью изданию "Знак" он сказал, что "ждал более мягкого" приговора. "Я не кровожадный", — добавил он.

Правозащитный центр "Мемориал" признал Кунгурова политзаключенным. В сообщении говорится, что "политический мотив преследования Кунгурова фактически прямо обозначен в постановлении о привлечении его в качестве обвиняемого". При этом правозащитный центр ссылается на оценку экспертов из центра "Сова", где сочли, что пост "представляет собой анализ внутренней ситуации на Ближнем Востоке и не содержит, с нашей точки зрения, никаких призывов к терроризму".

Заступаются за Кунгурова и его соратники по "Комитету 25 января". Глава организации Игорь Стрелков (Гиркин) написал, что публицист в последнее время "написал множество некрасивых слов о нашей организации и обо мне лично", но несмотря на это "предпочитает терпеть оскорбления от Алексея, находящегося на свободе, чем знать, что он сидит в тюрьме".

Среди сталинистов Кунгуров известен не только своим блогом. Он написал несколько книг, изданных "Эксмо". Среди них труды "Секретные протоколы, или Кто подделал пакт Молотова-Риббентропа" и "Киевской Руси не было, или Что скрывают историки".

В 2007 году Кунгуров провел несколько месяцев в СИЗО, публициста задержали по делу о клевете на президента корпорации "Славтэк" Александра Петермана. В тюменской газете "Вольный город", главным редактором которой в то время был Кунгуров, якобы напечатали заметку о том, что бизнесмен возглавляет одну из преступных группировок Нижневартовска. Сам журналист во время допроса объяснял, что редакция к выпуску этого номера непричастна — кто-то воспользовался макетом газеты для печати компрометирующего материала.