На встречах представителей министерства обороны США с переходной командой Трампа Россия ни разу не упоминалась в качестве крупной угрозы. Об этом свидетельствует меморандум, написанный 1 декабря и.о. замминистра обороны США Брайаном Маккеоном по итогам встречи с Мирой Рикардел, одной из ключевых фигур в команде Трампа, а ранее сотрудницей администрации Буша. Текст меморандума публикует Foreign Policy.
В качестве четырех главных задач военного ведомства США на ближайшее время являетются:
- Выработка стратегии победы над ИГ или его уничтожения;
- Повышение обороноспособности армии;
- Разработка стратегии кибербезопасности;
- Повышение общей эффективности ведомства.
Далее в документе говорится, что в ходе совещаний между представителями переходной команды Трампа и Пентагона обсуждались также Китай и Северная Корея.
Представитель переходной команды Джессика Дитто так прокомментировала просочившийся в прессу документ: “Будет большой ошибкой считать, что этим списком исчерпываются военные приоритеты избранного президента”.
В ходе предвыборной кампании Дональд Трамп не раз говорил, что в интересах США было бы сблизиться с Россией: “Было бы здорово объединить силы с Россией и наголову разбить этот ИГИЛ”, – сказал он на одном из предвыборных митингов в июле. На протяжении многих лет американские военное ведомство и спецслужбы, напротив, называли Россию главной угрозой для безопасности США, указывая на российский арсенал ядерного оружия, большие возможности для осуществления сложных кибератак, текущую модернизацию армии и активную внешнеполитическую позицию.
Председатель объединенного комитета начальников штабов США генерал Джозеф Данфорд, выступая в Комитете Сената США по международным отношениям, сказал: “Если есть в мире страна, представляющая угрозу самому существованию США, то это Россия”. Данфорд останется на своем посту и после 20 января 2017 года, когда президентство технически перейдет к Дональду Трампу, однако уже известно, что на другие важнейшие для определения внешней политики должности избранный президент выдвинул кандидатов, настроенных к России дружественно.
В их числе – кандидат на пост госсекретаря, бывших глава нефтяной компании ExxonMobil Рекс Тиллерсон, хорошо знакомый с Путиным и тесно сотрудничавший с “Роснефтью” и ее главой Игорем Сечиным. Как вспоминает бывший посол США в России Майкл Макфол, в попытке понять, как устроено мышление российского президента, американское диппредставительство составляло списки граждан США, пользующихся неограниченным доступом в Кремль, и на протяжении многих лет этот список возглавляли Генри Киссинджер, Стивен Сигал и Рекс Тиллерсон.
Тем не менее, наверняка утверждать что-либо о военных приоритетах будущей администрации США можно будет лишь после того, как свою точку зрения изложит генерал Джеймс Маттис, выдвинутый Трампом на пост министра обороны США. Ранее Маттис называл действия России “опасными”, а Путина – “неадекватным”.