В селе Зайцево на линии фронта едва встретишь местных жителей на улице. Кто выехал, кто погиб от осколков снарядов. Те, кто остался – таких чуть больше двух сотен человек – от дома далеко не отходят. Но даже каменный дом оказался ненадежным укрытием.
"Дом пережил эту войну, вот это все повылетало. Вот эта стенка обрушилась, мы хотели ее мазать, но потом как начало все сыпаться. Это спальня. Хотели купить сюда двухъярусные кровати, но началась война – какие двухъярусные кровати. В зале – вот тут снаряд недалеко лег, вот это осколок от снаряда (повредил). Вот это все из-за взрывов", – рассказывает жительница села Зайцево Надежда Джанибекова.
Кроме Надежды в доме жили четыре ее приемных дочери. С сентября она отправила их на учебу в интернат, домой забирала только по выходным. Ради девочек Надежда решилась уехать подальше от войны.
"Если бы сказали, что сегодня прекратят стрелять, я бы никуда не ехала. Потихоньку ремонт бы сделали и жили бы. Потому что я перед войной переехала сюда. В селе всегда тяжело приживаться, а за время войны мы тут стали своими… И вот опять приходится уезжать", – плачет Надежда Джанибекова. "Не плачь, все будет нормально", – успокаивает ее офицер военно-гражданского сотрудничества и выносит еще один мешок с вещами.
Жить Надежда с семьей теперь будет в доме, купленном волонтерами. Деньги на его покупку собрали украинцы, живущие в Швейцарии. Но для окончательного переезда Нади еще нужны деньги на перевоз вещей и домашнего скота. Из своего дома Надя пока взяла только самое необходимое.
Кроме Надежды переехать из зоны боевых действий в ближайшее время хотят еще как минимум четыре семьи, но и у них нет на это средств.
"Те, кто остается, не хотят отселяться в какие-то временные варианты. Единственный вариант, когда такого плана семьи готовы выезжать, это они готовы выезжать, когда есть какие-то гарантии, что им жилье будет предоставлено на мирной территории", – говорит Евгений Каплин, координатор гуманитарной миссии "Пролиска".
Бесплатного жилья для переселения в фонде государства пока нет, поэтому желающим переселиться приходится надеяться только на помощь благотворителей.