Уроженка Ярославской области Александра Смирнова, также известная как игуменья Филарета, подала заявление в Арбитражный суд Москвы с требованием включить ее в список кредиторов Внешпромбанка, лицензию которого отозвали в январе 2016 года. Документы суда изучило издание "Медуза".
На счетах Внешпромбанка остались деньги покойного патриарха Алексия II. В иске указана сумма 305 603 954 рубля 77 копеек. На счетах патриарха находится 2,92 млн долларов, 8829 евро и 9,37 млн рублей, всего — около 200 млн рублей по текущему курсу, но около 300 млн рублей по курсу на день отзыва банковской лицензии.
Священник, известный в миру как Алексей Ридигер, умер в 2008 году. Еще в 1976 году он составил завещание в пользу Александры Смирновой.
Источник в РПЦ пояснил "Медузе", что Смирнова, известная также как игуменья Филарета, была ближайшей сподвижницей патриарха, она провела рядом с ним более 40 лет. Сейчас Филарете 80 лет, она — настоятельница московского подворья Пюхтицкого Свято-Успенского ставропигиального (то есть подчиненного непосредственно патриарху) женского монастыря, расположенного в Эстонии.
Именно Филарета обнаружила патриарха мертвым 5 декабря 2008 года. В суде интересы наследницы Алексия II представляет адвокат Кравцов. Он же представляет интересы сопредседателя "Союза православных женщин" Анастасии Оситис. Оситис и ее дочь Ирина Федулова как минимум до 2008 года были акционерами Внешпромбанка.
В январе стало известно, что в обанкротившемся Внешпромбанке зависли 1,5 млрд, принадлежащие центральному аппарату РПЦ. Источники РБК утверждали, что председатель правления банка Лариса Маркус была очень близка к патриархии и ее руководству.
Кроме того, свои средства размещали в разорившейся организации фонды, не принадлежащие РПЦ, но фактически выполняющие распоряжения патриарха Кирилла. Крупнейшим из них был Фонд святых равноапостольных Константина и Елены, собиравший деньги на помощь пострадавшим от конфликтов в Сирии и Донбассе.
Клиенты Внешпромбанка столкнулись с проблемами в декабре 2015 года. 18 декабря Центробанк ввел временную администрацию в учреждении. Дыра в капитале банка превысила 210 млрд рублей.
Бывший совладелец Внешпромбанка Георгий Беджамов сначала перебрался в Монако, а затем в Лондон. В России финансист заочно арестован, РФ добивается его выдачи на родину. Сам Беджамов называет свое преследование "политически мотивированным".