1. Что произошло?
В субботу 19 ноября Институт национальной политики – “независимая организация, занимающаяся вопросами наследия, идентичности и будущим, которое ждет в США потомков европейских переселенцев” – провел очередную ежегодную конференцию в Вашингтоне. Это событие невеликой важности собрало около 200 человек. В заключительной речи президент и директор этой организации Ричард Спенсер не произнес зажигательную речь и не вскинул руку в нацистском приветствии. Как оказалось, к вящей радости собравшихся.
На этом видео Спенсер приветствует избрание Дональда Трампа президентом США словами “Хайль Трамп, хайль наш народ, хайль победа!” Обосновывая свое ликование, Спенсер говорит, что проигравших, с каким бы достоинством они ни проигрывали, никто не уважает, что “ужасные преступления”, совершенные против них, никто не помнит, поэтому единственный имеющий смысл политический лозунг – “Победа или смерть”. Далее он жалуется на издевательства и невнимание со стороны американской прессы и называет ее “Lügenpresse” – лживой, используя выражение, изобретенное немецкими нацистами в 1930-е годы в ходе борьбы против социал-демократической прессы.
“Стоит задаться вопросом, – продолжает Спенсер, – являются ли эти люди людьми или бездушными големами, которых какая-то темная сила заставляет повторять все то, что Джон Оливер сказал в своей программе накануне вечером?” Далее идет слабая версия киплинговского тезиса про бремя белого человека: “Мы строим, мы производим, за счет нас осуществляется рост, и мы признаем главную ложь, касающуюся расовых отношений в Америке: мы никого не эксплуатируем, мы ничего не получаем от их присутствия – это они в нас нуждаются, а не наоборот”.
Спенсер называет потомков европейских эмигрантов в Америку “детьми солнца” и описывает основной жизненный мотив этих людей: не хотим жить в тени, хотим все преодолеть и возобладать. “Еще не так давно Америка была белой страной, предназначенной для нас с вами и наших отпрысков. Это мы ее создали, это мы ее унаследовали, и она принадлежит нам”, – заканчивает Спенсер под бурные аплодисменты сторонников.
2. Кто такой Ричард Спенсер?
Собственно, президент и директор Института национальной политики. В западной прессе эту организацию называют “мозговым центром” (think-tank), в России похожая контора однозначно ассоциировалась бы с неким государственным источником финансирования и называлась бы “Фондом содействия развитию изучения и распространения чего-то там” плюс еще пара-тройка родительных падежей.
В 2010 году Спенсер основал движение Alt-Right (Альтернативные правые) – вернее, открыл сайт (ныне уже не существующий) с таким называнием.
3. Зачем о Спенсере пишут крупнейшие СМИ? Не много ли чести?
Начало широкому освещению движения “альтернативных правых” положила Хиллари Клинтон. В августе 2016 года она связала кампанию Дональда Трампа с тогдашним лидером Партии независимости Соединенного Королевства (UKIP) Найджелом Фаражем и, в конечном итоге, с российским президентом Владимиром Путиным. Связующим звеном выступили тогда как раз движение Спенсера и возглавивший тогда кампанию Трампа Стив Бэннон. Сам Трамп в ходе кампании заявил, что даже не знает о существовании такого движения.
После победы Трампа на президентских выборах Стив Бэннон был назначен главным политическим стратегом избранного президента. В 2012 году Бэннон возглавил сайт Breitbart News – новостной портал, который, по остроумному выражению агентства Блумберг, предназначен для людей, считающих, что консервативный Fox News страдает от излишней сдержанности и чрезмерной вежливости. Этот сайт активно распространял в том числе и фейк о том, что Барак Обама – мусульманин, родившийся в Кении.
Еще в июле Стив Бэннон называл Breitbart News "платформой альтернативных правых", однако он не видит в их программе никакого расизма: он согласен с обозначением "националист", но "белым националистом" себя не считает. "Я экономический националист. Националистические движения по всему миру меня всегда восхищали, и я всегда говорил, что сильные нации – отличные соседи. Не устаю повторять, что европейские этно-националистические движения со временем свой этно-национализм изживут. Его я никогда не поддерживал".
Избранный президент США Дональд Трамп, со своей стороны, в разговоре с журналистами New York Times во вторник отмежевался от "альтернативных правых", заявив, что не стремился к тому, чтобы вдохнуть в них новую жизнь. "Если это все же произошло, нужно разобраться, почему", – заявил Трамп.
Избранный президент США также подтвердил, что Бэннон к "альтернативным правым" не имеет никакого отношения. "Если бы я считал его расистом или "альтернативным правым" или еще кем-то в этом роде, мне бы даже в голову не пришло его назначить", – цитирует Трампа корреспондент New York Times Мэгги Хаберман.
После назначения Бэннона главным политическим стратегом Трампа бывший старший советник Обамы Дэн Пфайффер заявил: “Нация вздыхает с облегчением, потому что белый националист получил всего лишь вторую по важности позицию в Белом Доме”. Коллега Бэннона по Breitbart News Мэттью Бойл отметил выдающиеся способности Бэннона к инициированию перемен: “Если где-то прогремел взрыв или начался пожар, Стив наверняка будет стоять рядом со спичечным коробком в руке”.
Сам Бэннон чувствует себя уверенно: в интервью Майклу Волфу он обещает создать “абсолютно новое политическое движение”. Альтернативных правых Бэннон считает его небольшой частью: “Это молодые люди, настроенные антиглобалистски, очень националистически и предъявляющие огромные претензии к политическому истеблишменту”.
В то же время, Ричард Спенсер не связывает себя с Бэнноном. Он полагает, что победа Трампа – прекрасный шанс для продвижения его собственной идеологии. В ходе кампании он не раз высказывался в поддержку Трампа и добился, как минимум, узнаваемости для своего он-лайн движения.
Победа Трампа, которую действительно обеспечили представители белого рабочего класса, связана отнюдь не только с идеологией. При том, что некоторые голосовавшие за Трампа отмечали, что устали от "политической корректности" и "мультикультурализма", куда больше людей называли экономические причины: они боятся того, что глобализация экономики навсегда оставит их без средств к существованию.