"Если мы потеряем поддержку Америки, мы останемся одни в этом бою". Депутат Рады о победе Трампа

Ваш браузер не поддерживает HTML5

В период предвыборной кампании тема Украины не была главной для Дональда Трампа. Но он несколько раз высказывался по одному из самых болезненных для украинского общества вопросов — по вопросу Крыма.

"Но, вы знаете, жители Крыма, из того, что я слышал, хотят быть скорее с Россией, чем там, где они были. И это тоже следует иметь в виду", — говорил Трамп во время одного из предвыборных мероприятий.

Что будет с Крымом, как отразится избрание Трампа на конфликт в Донбассе и будет ли Украина в НАТО, Настоящему Времени рассказала депутат Верховной Рады Светлана Залищук.

— Светлана, наверное, все это зависит от того, с кем придется общаться, в том числе и вам, в Америке. Вы довольно часто общались с представителями уходящей администрации. Вы и другие представители группы еврооптимистов, наверное, можно сказать, что вы консультировали уходящую администрацию США по украинским вопросам. Есть ли сейчас люди, которые останутся, которым вы можете позвонить и продолжить этот курс, который вы взяли, приехать в Вашингтон и о чем-то договориться?

— Выборы в США вывели из зоны геополитического комфорта не только Украину, но и, наверное, весь мир, вы уже видели, наверное, заявление о том, что министры иностранных дел Европейского союза будут собираться в воскресенье. Для Украины, конечно же, избрание Трампа тоже ставит перед нами фундаментальные вопросы. Вы уже перечислили часть из них, и это и война, и конфликт на Донбассе, и аннексированный Крым, безусловно.

Должна напомнить, что первое – это Украина должна иметь и имеет консолидированную позицию с Европейским союзом и с демократическими прогрессивными правительствами мира по поводу того, каким образом сегодня нужно формировать геополитику и в нашем регионе, и в отношении Сирии, например.

— Из того, что вы говорите, я понял, что единственная проблема у вас и у всего мира – объяснить Трампу, что на самом деле в мире происходит. Можно это сделать? Есть люди, которые в Республиканской партии готовы встретить вас в своем кабинете, отвести к президенту и попросить его вас выслушать? Или нет таких людей?

— Конечно же, есть. Позвольте, я вам напомню, что исторически республиканцы поддерживали больше даже Украину и украинскую власть, чем демократы. Вспомним даже Джона Маккейна.

— Он, кстати, сегодня подтвердил свой пост в Сенате, его избрали еще раз.

— И многие другие политики высокопоставленные в Сенате, в Конгрессе, мы продолжаем с ними работать на парламентском уровне, я уверена, что и президент общается со своими коллегами в Америке.

Еще одна вещь очень важная: все-таки Америка известна как страна тем, что 80% политики зависит от институтов, а не от отдельной точки зрения какого-то человека, а значит, от разведывательных сил, а значит от Совета национальной безопасности, а значит от министерства иностранных дел, а значит от Конгресса и т.д.

Мы должны сказать об этом, что да, был избирательная кампания, но теперь мы переходим в другой формат. И я уверена, что эти институты будут намного больше теперь влиять на то, каким образом Дональд Трамп формирует свою риторику в отношении всех тех множественных геополитических вопросов.

— Вы или ваши коллеги планируют поездку в США в ближайшее время для того, чтобы на месте оглядеться, понять, с кем работать?

— Вы знаете, я лично не планирую. Мы как раз месяц назад были во время избирательной кампании, смотрели, как все происходит. Сегодня, я думаю, для Украины очень важно сделать несколько шагов.

Первое: сформулировать общую стратегическую позицию в отношении что мы можем сделать, и начать уже активные действия; не инертно реагировать на то, что происходит, а сегодня же связаться с множественными нашими партнерами-республиканцами в Америке для того, чтобы проговорить, как дальше строить наш диалог.

Дальше: я считаю, что мы должны тоже сегодня скоординировать наши действия с Ангелой Меркель, с Франсуа Олландом, с другими европейскими лидерами, которые будут, безусловно, говорить в ближайшее время с Дональдом Трампом по поводу всех вопросов, которые… в частности, мы говорим о Сирии в первую очередь, вот она на повестке дня.

Что касается Крыма и Донбасса, я хочу еще одну вещь сказать, что я не исключаю, конечно же, что Дональд Трамп может развернуть, поменять позицию в отношении Украины, и это будет означать сегодня похороны Минским соглашениям. Потому что если не будет соответственного давления международного на Путина, Украина не согласится реализовывать эти соглашения на условиях Кремля.

— Скажите, среди ваших коллег в Раде не прошел ли сегодня такой шепоток легкий, что надо, например, с Россией смягчать позицию, потому что люди стали опасаться того, что Америка как раз, как вы говорите, поменяет свою позицию, и вы останетесь наедине с Россией в этом конфликте?

— Дело в том, что Украине некуда смягчать позицию. Мы говорим о том, что мы боремся за, стоим за…

— То есть никто не предлагает сдаться? Давайте я задам вам прямо вопрос. Никто в Раде не говорит: "Кошмар, все пропало"? Не говорят? Или есть такие люди?

— Нет, конечно, наоборот, я думаю, что позиция следующая, что если мы потеряем поддержку Америки, то мы останемся сами в этом бою, но, тем не менее, я не думаю, что наша позиция каким-то образом поменяется, украинская.

— Еще один вопрос, может быть, последний. Америка – донор финансовый Украины, и помогает немало. Те деньги, которые США должны еще, обещают в будущем выделять в помощь Украине на развитие экономики, на развитие антикоррупционной борьбы и прочее, – это те деньги, которые выделяют институты или конкретные люди в администрации уходящего президента? Вы можете лишиться их в будущем или это уже никак не зависит от новой администрации? Расскажите, как это устроено.

— Конечно же, это зависит. Мы работаем с Международным валютным фондом, а также мы недавно буквально получили кредитную гарантию от США на 1 млрд долларов, и это очень серьезная поддержка украинской экономике. Влияет ли президент на это? Безусловно, влияет. Но, тем не менее, формирует позицию все равно Конгресс и формирует бюджет все равно Конгресс.

Еще раз подчеркну: среди республиканцев в Конгрессе и в Сенате у нас есть большинство людей, которые поддерживают Украину. Более того, во время избирательной кампании как раз республиканцы говорили о том, что Украине нужно давать, например, помощь в виде летального оружия и выделить больше поддержки в виде финансовой помощи. Поэтому мы надеемся на последовательную политику со стороны Республиканской партии.