Участник арт-группы "Война" Леонид Николаев посмертно выиграл у России иск о незаконном содержании под стражей. Николаева арестовывали в 2010 году за акцию "Дворцовый переворот".
Тогда акционисты "Войны" переворачивали автомобили полицейских в Санкт-Петербурге. Николаев провел под стражей три месяца, его обвиняли в хулиганстве и разжигании ненависти к социальной группе "сотрудники полиции". Через некоторое время его отпустили за отсутствием состава преступления.
Юристы Международной правозащитной организации "Агора", которые представляли его интересы в Европейском суде по правам человека (ЕСПЧ), добились от России компенсации, которую получит мать покойного акциониста. В сентябре прошлого года Леонид Николаев трагически погиб.
Глава международной Агоры объяснил Настоящему Времени, почему решение ЕСПЧ можно назвать историческим, и как оно должно повлиять на судьбу многих россиян.
— Леонид Николаев вместе с Олегом Воротниковым были арестованы по делу об акции "Дворцовый переворот", и оба провели под стражей около 100 дней, вернее Леонид — ровно сто дней. Затем были отпущены, и дело было прекращено за отсутствием состава преступления. Однако мы тогда успели написать жалобу в ЕСПЧ. Это было начало 2012 года.
Жалоба была коммуницирована, а затем Леонид трагически погиб, год назад. Встал вопрос, что делать дальше, потому что практика Европейского суда не позволяет передавать дела о жалобах на незаконный арест наследникам. Если бы это была гибель заявителя по вине властей или пытки, то тогда наследники получают право быть заявителями по делу.
— А с арестом так не работает?
— С арестом так не работало [раньше], вот что важно. Было всего пара дел, очень спорных, где были конфликты между сторонами, власти возражали. Здесь российские власти сказали: "умер и умер, дело надо списывать". Но ЕСПЧ решил: "нет, подождите". И в октябре он огласил это решение.
Сумма компенсации не такая большая, из расчета примерно 900 рублей за сутки, проведенные под стражей, всего 1300 евро. Но зато суд по сути дела впервые по делам против России признал как минимум мать заявителя, близкого родственника погибшего, надлежащим заявителем по делу, что для юристов очень важно. Фактически это очень важно, это открывает возможность обжаловать дела о незаконных арестах.
— А сколько таких дел находится на рассмотрении ЕСПЧ?
— Жалоб на незаконный арест очень много. Это одна из основных жалоб, потому что российские власти очень избыточно применяют содержание под стражей, заключение под стражу. Мы все время видим эти суды с продлением меры пресечения.
— И переполненные СИЗО во всех регионах.
— Люди сидят по году, по полтора, по два, вот журналист РБК Соколов уже больше года находится в следственном изоляторе. Это явно необоснованно с точки зрения европейских стандартов, явно необоснованное использование исключительной меры — в УПК написано, что это исключительная мера.