В парламент Беларуси прошли минимум два кандидата от оппозиции

Елена Анисим и Анна Конопацкая

Впервые за 16 лет в белорусском парламенте появятся представители оппозиции.

Как минимум два таких политика, Анна Канопацкая из ОГП (Объединенная гражданская партия) и Елена Анисим из "Товарищества белорусского языка", войдут в парламент Беларуси после состоявшихся в воскресенье парламентских выборов.

Канопацкая в своем избирательном округе обошла первую женщину-кандидата в президенты Беларуси (в 2015 году) Татьяну Короткевич. На выборы политик шла с программой ОГП "Миллион рабочих мест".

"Я никогда не скрывала того, что представляю оппозиционную партию и что наша команда предлагает программу, которая кардинально отличается от нынешнего курса. Думаю, что именно этот посыл вызвал положительную реакцию большинства избирателей, – заявила она после оглашения результатов. – И я, и моя команда отработали всю компанию от первого до последнего дня. У нас были десятки пикетов, тысячи коммуникаций с громадным количеством людей".

Елена Анисим, заместитель председателя "Общества белорусского языка", научный сотрудник Института языкознания Академии наук победила в одном из округов Минской области. В интервью белорусской службе Радио Свобода она заявила, что будет проводить в парламент законопроект о поддержке белорусского языка государством.

Итоговая явка составила 74,3%, по предварительным данным, в парламент также вошли представители Коммунистической партии Беларуси, Белорусской патриотической партии и Республиканской партии труда и справедливости.​ Всего избрано 110 депутатов, абсолютное большинство – лояльные к власти.

В предыдущем составе белорусского парламента не было представителей оппозиции, а большинство оппозиционных политиков считают вероятность своего избрания в парламент почти нулевой: по их словам, выборы в Беларуси проходят в условиях массовых фальсификаций, а победитель в каждом округе известен заранее.

Ранее ни одна из избирательных кампаний, прошедших в Беларуси при Лукашенко, пока не была признана Западом соответствующей демократическим стандартам.

В этот раз за ходом выборов следили 827 иностранных наблюдателей, из них 400 – от структур ОБСЕ. Наблюдатели из СНГ признали выборы демократичными.

Представители ОБСЕ в свою очередь заявили, что выборы в Беларуси не соответствовали международным стандартам.

Глава наблюдательной миссии ОБСЕ Кент Гарстэт в частности заметил, что белорусские власти накануне выборов дали ряд обещаний относительно прозрачности избирательного процесса, но до конца их не выполнили:

"Это ни в коем случае не были свободные и справедливые выборы, было так много нарушений, что они не соответствовали международным стандартам свободных и справедливых выборов ни в коем случае. Как представители ОБСЕ мы даем рекомендации, как исправить ситуацию, чтобы соответствовать этим стандартам", - пояснил он. По словам Гарстэта, изменения нужны и в избирательном законодательстве Беларуси, и в практике относительно регистрации партий, свободы СМИ и политической деятельности:

"В некоторых областях мы видим определенный прогресс, но это занимает много времени. Нужны более быстрые изменения, чтобы двигаться в правильном направлении".

****

Без скандалов на выборах не обошлось: член комиссии на минском участке №425 Ядвига Угольник заявила, что насчитала наполовину меньше избирателей, чем было записано в протоколе - 279 избирателей на досрочном голосовании, против 568 написанных. Председатель комиссии в ответ начала оскорблять женщину, в ответ Ядвига Угольник сдала свое удостоверение члена комиссии и покинула избирательный участок. После этого председатель комиссии удалила журналистов и кандидата в депутаты по этому участку Ольгу Ковалькову, которая пыталась инициировать пересчёт голосов:

Ваш браузер не поддерживает HTML5

Скандал на выборах в Беларуси: один из членов участковой комиссии уходит с поста, протестуя против обнаружившихся нарушений



Президент Лукашенко, общаясь в день выборов с журналистами, подчеркнул, что Минск в этот раз старается иметь меньше претензий со стороны Запада. "Все мы не хотим жить под санкциями, – сказал он. – Как бы мы ни хорохорились, это не приятно".