СМОТРИ В ОБА: Пранкеры государственного масштаба

Ваш браузер не поддерживает HTML5

СМОТРИ В ОБА: Пранкеры государственного масштаба

Розыгрыши проводят везде, но лишь в России пранкеров одобряют на государственном уровне. Смотрите выпуск программы Настоящее Время "Смотри в оба"

Заминированные по телефону вокзалы, съемки скрытой камерой. Для кого-то - это злостное хулиганство, а для других - острый юмор. С развитием интернета авторы розыгрышей или “пранкеры”, как их называют по-английски, получили небывалую аудиторию. И стали героями новостей.

ГЛУПАЯ ШУТКА

"Кто-то позвонил в 911 и сообщил об убийстве. Вооруженные полицейские взяли дом штурмом" (ABC)

Так неизвестные “подшутили” над американским подростком, местной интернет-звездой. Двигала ими, скорее всего, обыкновенная зависть.

ГЛУПАЯ ШУТКА “СО СМЫСЛОМ”

Многие пранкеры, однако, объясняют свои шутки глубоким смыслом.

Вот, например, обычное на первый взгляд такси в Саудовской Аравии. Через пару минут поездки водитель заявляет: “Сейчас я взорву машину”. Кто-то из пассажиров пытается его остановить, кто-то - в ужасе выпрыгивает. Скрытая камера все старательно снимает. Зачем? “Чтобы испуганные зрители потом не стали террористами”, - объясняет автор.

Шутник из Великобритании пугал бомбой случайных прохожих. Соль шутки в том, что на самом деле в дипломате - обыкновенные часы, и все пугались напрасно. Какой в этом смысл? Пранкер, оказывается, напоминал о прошлогоднем случае в Штатах. Там арестовали школьника, который принес на уроки часы, слишком похожие на бомбу.

Идиотская шутка” - комментируют британские СМИ.

ШУТКА С БОЛЬШИМИ ПРЕТЕНЗИЯМИ

В России телефонное хулиганство - популярное развлечение, а пранкеры нередко попадают в эфиры крупных каналов. Lifenews совершенно серьезно обсуждает: справедливо ли отчислили из ВУЗа автора этих роликов? Ведь он уверен, что занят искусством.

О другом шутнике больше разговоров было в оппозиционных СМИ.

"Он представлялся ответственным сотрудников органов безопасности и просил изменить судебные вердикты" (Дождь)

Пранкер доказал: по крайней мере иногда судебные решения в России принимаются “по звонку”. Получил за эксперимент штраф, позднее “списанный” амнистией.

НЕ ВСЕ СХОДИТ С РУК

Но порой безобидная, на первый взгляд, шутка оборачивается настоящей трагедией.

В декабре 2012 ведущие австралийского радио позвонили в лондонский госпиталь, где в то время Кейт Миддлтон ждала наследника престола.

"Малоизвестные диджеи из Австралии представились королевой Великобритании Елизаветой II и принцем Чарльзом" (FoxNews)

Медсестра Ясинта Салданхи приняла шутку за чистую монету.

"Она взяла трубку..." (CBS)

О розыгрыше узнал весь мир. Спустя три дня медсестру нашли мертвой. Она не выдержала позора.

"Это должен был быть обыкновенный розыгрыш" (Channel 9 Australia)

"Они думали, что трубку немедленно бросят" (ABC)

"Шутка так повлияла на женщину, что она наложила на себя руки" (CNN)

Карьере австралийских пранкеров пришел конец.

"Мне очень-очень жаль..." (TMZ)

ПРАНК НА ГОСУДАРСТВЕННОМ УРОВНЕ

Этого не скажешь о пранкерах на “службе государства российского”. Сами они свою связь со спецслужбами отрицают, но при этом каждый раз вместо порицания получают славу. Ведь пранкеры Лексус и Вован обманывают “недругов России” - натовских чиновников, украинских и турецких политиков. Недавно от имени украинского президента написали письмо Надежде Савченко и уговорили прекратить сухую голодовку.

"Он вернул ей аппетит" (Lifenews)

Пранкеры рассказали, как разыграли адвоката Надежды Савченко. В“Вестях” шутников окрестили “интеллектуалами”:

"Русский пранк сформировался как более интеллектуальный и содержательный, его цель - вывести какого-то ложнонапыщенного человека на чистую воду, сделав его смешным" (Вести)

Да и сами они уверены: делают полезное дело:

"....Чем пранк отличается от банального хулиганства? ...Хулиганство нарушает общественный порядок людей, а пранки порядок в умах людей наводят. Это же не просто для развлечения, это полезные расследования, которые мы совершаем для общества... Хулиганство - это вред, а мы вред не приносим " (Вести)

Телефонное хулиганство, если оно во благо текущим интересам власти, разумеется, приветствуется и активно тиражируется государственными СМИ. Как написал известный блогер Олег Кашин, в СССР таких называли “социально близкими”. Если вор, но за“советскую власть”, то классовый друг. Тоже самое, похоже, сейчас происходит и с хулиганами.

“Решая с помощью хулиганов свои текущие политические задачи, государство размывает пределы допустимого, снимает невосстановимые табу и делает российское общество еще более нездоровым, чем оно было до сих пор.. Телефонные хулиганы — снова герои программы «Время», аудитория которой готова ждать новых их подвигов.” (DW)

Настоящее Время