Сергей Дорофеев, "НВ": Понятно, что марш – это символ. Но теперь в Европе реально что-то может измениться, что исключит подобные нападения в будущем?
Михаил Соколов, политический обозреватель "Радио Свобода": Я думаю, что никто не гарантирован от этого. Возможно терракты где-то произойдут. Тем более, что Исламское Государство сейчас достаточно сильно, и справиться с ним пока не могут, но мне кажется, что в целом Западная и Европейские цивилизации после трагедии Шарли Эбдо показали свою дееспособность, сплоченность, солидарность.
"НВ": Cпецслужбы разных стран мира одновременно с этим звговорили о новом тренде терроризма, если можно так выразиться, когда террорист, возможно, был вашим соседом, вы с ним и в школу могли вместе ходить, а назавтра он берет и взрывает кафе, берет заложников?
М.С.: Мне не кажется, что это принципиально что-то новое, здесь нельзя допускать того, что было сделано в России, когда под предлогом борьбы с терроризмом были резко сокращены гражданские свободы, права граждан, свобода слова.
"НВ": В марше за свободу слова в Париже принимают участие Давуд Аглу, премьер-министр Турции, глава внешнеполитического ведомства России Сергей Лавров, то есть представители тех стран, где свобода слова не абсолютна. Мы вместе с тем понимаем, что марш – это церемониал, но тем не менее, можно ли хотя бы в ближайшее время в этой связи ждать послабление в работе независимых журналистов в России?
М.С.: Я думаю, что никаких послаблений ждать не стоит. Это ритуальное участие в марше господина Лаврова. Но если говорить о прессе, то ничего хорошего ждать не следует. Только что закрылось, например, вещание телекомпании ТВ2 в Томске, последней крупной региональной независимой компании.
"НВ": Что по-вашему теперь будет с нормами политкорректности в Европе, ведь можно бесконечно долго говорить о терпимости, о внимании, о морали, а можно, с другой стороны, подливать масла в огонь, публикуя новые религиозные карикатуры?
М.С.: Найдется какая-то разумная средняя линия, но я, если говорить о той же Франции, думаю, что традиция Вольтера, такого "раблезианского" смеха, традиция карнавала – она сохранится. Где-то в других странах будут осторожнее, это связано, безусловно, с особенностями национальной культуры.
"Настоящее время"