Театралы всего мира 27 марта отмечали Международный день театра. В Кыргызстане в честь праздника в Бишкеке десятки работников культуры прошлись маршем по площади. Но не у всех творческих коллективов в Кыргызстане есть свой дом и сцена. К примеру, ее нет у Чуйского областного театра, который существует уже 30 лет. Артисты театра называют его "театр-квартирант", "театр-шапито" и показывают переносной сундук: по их словам, это символ их бездомного положения.
"Этот бедный сундук много чего повидал. Сначала он служил реквизитом, теперь мы в него складываем одежду для репетиций”, – показывает Надырбек Калыбеков, актер Чуйского областного театра имени Термечикова. – Нам дали вот такую комнату, как видите, здесь, наверное, не больше 40 квадратных метров. Здесь мы и переодеваемся, и читаем роли, и репетируем, и обедаем, все здесь, и собрания наши тоже тут проводятся".
"Мы работаем и живем надеждой, что нам наконец построят или выделят хорошее здание. Так и живем мечтой, что у нас будет свой театр, своя сцена", – говорит он.
Все годы своего существования театр в буквальном смысле кочевал из одного здания в другое. Сначала он располагался в здании администрации одного из районов Бишкека, но актеров оттуда выселили. Потом они работали в Аламединском доме культуры: в здании с разбитыми окнами. Зимой, говорят актеры, работать там было просто невозможно: в здании свистел морозный ветер. Потом труппу отправили в Токмак. Несколько лет назад актеров временно приютил у себя Театр юного зрителя в Бишкеке, но для работы им выделили всего две комнаты. Постоянной сцены у театра также нет: спектакли актеры играют в фойе ТЮЗа.
Бежавший из Сухуми от войны театр работает в Грузии:
"Вот наша сцена: это вообще фойе ТЮЗа, – показывает помещение Нурсултан Кадыр уулу, актер театра. – На этой половине мы играем роли, а на второй половине мы ставим скамьи, где размещаются зрители. К нам отношение чиновников, государства – хуже, чем к ребенку от второй жены!"
"Где и кому мы только ни рассказывали про нашу проблему, и в парламенте, и в правительстве, – жалуется он. – Я совру, если скажу, что тысячу раз мы это делали, но 99 раз – точно. Я не знаю, почему так происходит! Просто равнодушие!"
Зарплата актеров в театре – в среднем лишь 10-12 тысяч сомов, то есть не более $137. И это – если у артиста есть звание заслуженного или народного: у начинающего деятеля искусств оклад в три раза меньше. Жить на такие деньги нереально.
История театра "Ильхом" в Ташкенте:
"Мы очень мало получаем. Хоть мы в народ выходим, хоть народ нас любит, возвышает, хвалит и все что угодно, но в нашей жизни, при таком строе нашего общества как можно прожить на 3800 сомов? – говорит Асыл Набиева, народная артистка Кыргызстана. – Вот у наших ребят зарплата – 3800 сомов. А я как народная артистка получила 9400 сомов!"
Несмотря на бедность и отсутствие помещения, творческий коллектив театра не унывает: актеры любят свое дело и живут им. Но вновь обращаются к властям с просьбой построить наконец для них новое здание или выделить одно из подходящих в городе.