Десять месяцев лишения свободы для либертарианца Глеба Марьясова – первый в России приговор по делу о перекрытии дорог на митингах в поддержку Алексея Навального. Именно столько требовало от суда обвинение.
С учетом времени, которое Марьясов провел под запретом определенных действий (одна из мер пресечения в России), в колонии он пробудет полгода, рассказал Настоящему Времени его адвокат Дмитрий Захватов. После выборов власти "могут распоясаться и запустить механизм репрессий по полной программе", считает юрист.
"Руководство толпой". Что в обвинении и приговоре
"Во-первых, Марьясова обвинили в том, что он вышел на дорогу и порядка 20 минут находился на Сретенском бульваре рядом с Пушкинской площадью, – объяснил Захватов. – Во-вторых, когда шествие дошло до пересечения Петровки и Сретенского бульвара, он сказал какому-то незнакомому человеку какие-то фразы, которые были восприняты обвинением как руководство к толпе, чтобы толпа пошла перекрывать Садовое кольцо, но понятно, что это полные глупости.
По второму пункту он уже был ранее привлечен к административной ответственности, и в этой связи, согласно юридическому принципу non bis in idem ("никогда за одно и то же"), который известен со времен Древнего Рима, но который игнорируется судами Российской Федерации в XXI веке, его невозможно было даже привлекать к суду, не говоря уже о том, чтобы осуждать его.
А за первое поведение, которое имело место на Сретенке, на Пушкинской площади, максимально тяжелое обвинение, которое можно было ему предъявить, находится в рамках кодекса об административных правонарушениях, часть 6.1 – до 15 суток ареста – все, не более того".
Марьясова еще и оштрафовали. За что?
Суд также удовлетворил гражданские иски к Марьясову на 2,7 млн рублей, их подали государственные предприятия – "Московский метрополитен" и "Мосгортранс".
"Понятно, что никакой прямой причинно-следственной связи между поведением Марьясова на улице и тем, что в метро увеличился пассажиропоток, нет. Тем более не может быть никакой причинно-следственной связи между увеличенным пассажиропотоком и причиненными убытками – метро у нас платная услуга, как мы знаем.
Что касается иска "Мосгортранса", на первый взгляд может показаться, что такая причинно-следственная связь присутствует. Но если мы возьмем показатели пассажиропотока за две ближайшие субботы к 23 января (дата митинга – НВ), то есть 16 и 30 января, то мы увидим, что никакой разницы в количестве пассажиров, которых перевез "Мосгортранс", на самом деле нет, а, следовательно, и убытков тоже нет", – считает адвокат.
В чем смысл приговора
Захватов уверен: "Смысл удовлетворения таких абсурдных исковых требований – в политическом терроре. Смысл заключается в том, чтобы ваших слушателей запугать, чтобы они увидели то, о чем мы сейчас с вами говорим, и чтобы они, по сути, отказались от реализации своего права на свободу собраний.
Это в параграфе 78 постановления Европейского суда по правам человека по делу "[Борис] Немцов против Российской Федерации" квалифицировано как "создание охлаждающего эффекта", когда власти выдвигают максимально абсурдное обвинение, по нему выносят такое же абсурдное решение, достаточно жесткое решение, это решение, естественно, в силу своей абсурдности, чрезмерной жестокости начинает транслироваться в средствах массовой информации, и создается таким образом "охлаждающий эффект". Вообще в политологии это называется политический террор".
- Протестующие вышли на улицы Москвы 23 января в поддержку Алексея Навального: политика задержали по возвращению из Германии, где тот лечился от последствий отравления "Новичком". Митинги также прошли почти в 200 городах России, по их итогам были возбуждены десятки уголовных дел.
- В качестве доказательства того, что именно 21-летний Марьясов был организатором перекрытия улиц Москвы, следствие продемонстрировало видео, на котором похожий на него человек говорит: "Нужно сейчас всем просто туда". В то же время в суде выступили двое участников акции, которые заявили, что видели его 23 января, но перекрывать улицы тот не призывал.
- Во время акции Марьясова задержали и арестовали на 30 суток. Отбыв их, он был задержан уже по уголовному делу. В качестве меры пресечения ему назначили запрет определенных действий – покидать квартиру с 20:00 до 8:00, пользоваться почтой, телефоном, интернетом и участвовать в акциях.