Руководство федерального управления ФСБ дало команду готовить фейковые обращения россиян к Владимиру Путину с призывом не останавливать войну против Украины. Об этом со ссылкой на источник в регионе написал в фейсбуке российский политтехнолог Аббас Галлямов, в прошлом спичрайтер Путина.
В интервью Настоящему Времени Галлямов рассказал, что распоряжение мог отдать глава ФСБ Александр Бортников либо кто-то из его заместителей, например, "ориентирующихся на Игоря Сечина или на одного из лидеров силовиков": "Надо иметь в виду, что ФСБ – это структура с большим количеством башен. Мы привыкли говорить о башнях Кремля, а в ФСБ этих башен еще больше. Вполне возможно, что этим занимается какая-то одна башня, но это вовсе не значит, что этим занимается все ФСБ. Там есть, кому этим заниматься: тот же Патрушев хоть и сильно просел после увольнения с поста секретаря Совбеза, тем не менее имеет возможность влиять на многих генералов и остается одним из идеологов лагеря "ястребов".
По его словам, в ФСБ выступающих за продолжение войны "ястребов" больше, чем технократов, которые за перемирие. И "ястребы", судя по всему, считают, что Путин склоняется к завершению боевых действий и "снижению градуса противостояния" с Америкой.
"Чувствуя, что их курс, который до этого Путин реализовывал, оказывается под угрозой, они пытаются использовать в том числе и фактор общественного мнения. Но вообще для ФСБ такие вещи нехарактерны, – отметил политолог. – Это Кремль любит работать с общественным мнением, умеет это делать, а ФСБ в этом смысле специалисты очень условные. Для серьезных людей из ФСБ этот проект – авантюра. Собрал компромат, пришел к президенту, доложил, президент человека уволил, его посадили – вот традиционные методы их работы. Я уж не говорю про совсем мрачные дела и тайные спецоперации. А все это баловство с общественным мнением – это в целом для них история маргинальная. И тот факт, что они не исключают для себя прибежать к этому инструменту, говорит о том, что они не очень в хорошем положении, близком к отчаянному".
На то, что Путин склоняется к мирным переговорам, указывает несколько факторов, говорит Галлямов.
"Во-первых, Путин уже достаточно много публично сказал по поводу возможности переговоров, отвесил массу комплиментов Трампу, обозначил конкретные условия. Плюс есть общий фон: очевидная усталость общества, очевидные экономические проблемы и, самое главное, понимание, что у американцев в наличии еще масса инструментов, с помощью которых они будут продолжать давить. Келлогг сказал на днях, что, с точки зрения санкций на российскую нефтянку, из десяти возможных пунктов мы пока находимся на трех пунктах. Это серьезное принуждение к миру: когда нет денег, не сильно навоюешь. Путинская армия – в чистом виде наемная армия, она сжирает огромные деньги. Совокупность этих факторов – экономических, внутриполитических, внешнеполитических типа поражения Асада – говорит о том, что Россия не выдерживает. И в этой ситуации Путин вполне может изменить курс".
При этом для "ястребов войны" в ФСБ война и связанное с ней усиление внутренних репрессий – цель само по себе, уверен Галлямов: это и усиление влияния на те процессы и сферы, в которых раньше их участие было ограничено, и банальная материальная выгода: например, возможность отнимать чужую собственность.
"Когда нет противостояния, наличия внешних и внутренних врагов, зачем нужны чекисты и силовики? Они тогда занимаются нишевой работой: борются с преступностью. А сейчас они подменяют собой правительство, администрацию президента. Поэтому сам процесс [войны] для них важен, под это они сформировали соответствующую идеологию "Россия превыше всего", "Америка – главный враг"... Во всяком случае, они хотят довести ситуацию до того, чтобы Америка "не смела соваться в наши дела". А дела у них, как известно, повсеместно: и в Грузии, и в Румынии, на Ближнем Востоке, и теперь уже и в Африке, и в Латинскую Америку они уже лезут", – напомнил политолог.
Что известно о возможных переговорах России и Украины
Одиннадцатого февраля президент Украины Владимир Зеленский заявил, что Украина готова обменять занятые ВСУ территории Курской области на "другие" земли, находящиеся под контролем России. По его словам, Киев сможет поднять эту тему, если президенту США Дональду Трампу удастся организовать российско-украинские переговоры и дать гарантии безопасности Украины.
Также президент Украины еще раз прокомментировал предложение президента Франции Эммануэля Макрона о размещении в Украине иностранного военного контингента до момента вступления страны в НАТО (ранее на встрече с Зеленским и Макроном Трамп также выступил за размещение дополнительных войск в Украине для наблюдения за режимом прекращения огня). По его словам, такая миссия будет эффективной только в том случае, если будет масштабной: около 100–150 тысяч европейских военнослужащих.
В тот же день стало известно о визите спецпосланника Трампа Стива Уиткоффа в Москву. Его самолет улетел из столицы России вечером, следует из сообщения Белого дома. Формально поводом стало освобождение из российской колонии в рамках сделки между Москвой и Вашингтоном экс-дипломата США Марка Фогеля, которого приговорили в 2022 году к 14 годам заключения за провоз медицинской марихуаны. Однако New York Times пишет, что теперь Уиткофф займется переговорами с Москвой по Украине. По данным издания, накануне визита он встречался с представителями Саудовской Аравии и Катара, которые могут сыграть роль посредников.
Восьмого февраля Трамп сообщил, что уже поговорил с Владимиром Путиным по телефону. Деталей разговора он не привел, но заверил, что российскому президенту "действительно небезразлична" гибель людей на войне в Украине. "Он хочет, чтобы люди перестали умирать", – сказал Трамп.
Также он повторил, что у него есть "конкретный план" по прекращению войны. "Я надеюсь, что это будет быстро. Каждый день гибнут люди. Эта война в Украине так ужасна. Я хочу покончить с этой чертовщиной", – процитировал его The New York Post.
При этом еще 28 января Владимир Путин заявил, что не готов подписывать мирный договор с президентом Украины Владимиром Зеленским, повторив свою идею о том, что Зеленский, с его точки зрения, не может находиться на посту из-за непрошедших в стране в срок выборов во время военного положения.
Владимир Зеленский, в свою очередь, ответил, что Путин "боится переговоров, боится сильных лидеров и делает все, чтобы затянуть войну" и что сейчас "есть возможность достичь реального мира".