Чеченский правозащитник и сын осужденной в Грозном Заремы Мусаевой Абубакар Янгулбаев подал в полицию Парижа заявление об угрозах его семье со стороны главы Чечни Рамзана Кадырова и депутата Госдумы Адама Делимханова. Об этом он сообщил Кавказ.Реалиям.
"Я написал, что мне объявлена кровная месть со стороны должностных лиц Чечни, которые также призывали всех сторонников из числа диаспоры отрезать головы членам нашей семьи. В России я подавал аналогичное заявление в Следственный комитет, но его проигнорировали, не опросив меня и даже никак не ответив", – рассказал правозащитник.
Правоохранительные органы Франции, по его словам, запросили полный список людей, угрожавших его семье. Помимо Кадырова и Делимханова, он указал главу регионального правительства и бывшего спикера парламента Магомеда Даудова.
Кадыров неоднократно угрожал семье Янгулбаевых. 21 января 2022 года, на следующий день после похищения матери правозащитника Заремы Мусаевой, Кадыров записал видео, в котором заявил, что "эту семейку ждет место либо в тюрьме, либо под землей". Делимханов сказал, что семью будут преследовать до тех пор, пока ее членов не убьют. "У нас с вами действительно вражда и кровная месть", – сказал он. Несколько чеченских силовиков обещали "отрезать" или "оторвать" головы Янгулбаевым, а в феврале 2022 года в Чечне прошел митинг, где Янгулбаевы были названы "врагами", а люди жгли и рвали их фотографии.
Чеченские власти связывают Янгулбаевых с деятельностью движения 1ADAT, которое открыто критикует Кадырова и сайт которого в России заблокирован. Бывший судья Сайди Янгулбаев и его сын Абубакар связь с 1ADAT отрицают. Свое участие в движении подтвердил только второй сын, Ибрагим Янгулбаев. Все они уехали из России в 2018–2022 годах. Абубакар и Ибрагим Янгулбаевы внесены в РФ в список "террористов и экстремистов", против них возбуждены уголовные дела.
Зарему Мусаеву после похищения вывезли в Грозный. В июле 2023 года ее приговорили к пяти с половиной годам колонии по делу о применении насилия к полицейскому и мошенничестве. Ее срок наказания впоследствии уменьшили до четырех лет и девяти месяцев в колонии-поселении. На свободу она должна выйти в марте 2025 года, однако 11 ноября 2024 года стало известно, что против нее завели новое дело из-за того, что она якобы сорвала погон с силовика и ударила его. Мусаева отрицает эти обвинения. У нее серьезные проблемы со здоровьем – сахарный диабет с осложнениями. В колонии состояние ее здоровья резко ухудшилось, и она с трудом передвигается даже с помощью трости.