Ссылки

Новость часа

Госдума расширила возможности осужденным и обвиняемым заключать контракты с Минобороны. Юрист Артем Клыга: "Число преступлений будет расти"


Как минимум 242 человека погибли, 227 получили тяжкие увечья в России от рук вернувшихся домой участников войны. Издание "Верстка" проанализировало данные российских судов и сообщения СМИ и пришло к выводу, что с 24 февраля 2022 года российские военные совершили минимум 211 преступлений с человеческими жертвами, 114 – по статье "Убийство". Чаще всего преступления совершают бывшие заключенные, они же чаще убивают женщин. Но суды практически всегда смягчают им приговоры как ветеранам боевых действий. Большинство преступлений имеют мотив или происходят после употребления спиртного.

Тем временем Госдума России приняла два закона, которые касаются отправки на фронт. Согласно одному из них, контракт с Минобороны смогут подписать не только осужденные, но и обвиняемые (подсудимые) на этапе судебного производства, когда уголовное дело в отношении них направлено в суд для рассмотрения по существу. Другой предусматривает, что контракт с Минобороны позволит сначала приостанавливать судопроизводство по уголовным делам, а затем и вовсе освобождать от ответственности подсудимых в случае их призыва на военную службу в период мобилизации или в военное время.

По мнению юристов, эта и принятые ранее инициативы нарушают права потерпевших и создают риски для общества. Оружие получают в том числе люди, совершившие тяжкие и особо тяжкие преступления. Пока, согласно российским законам, освободиться от ответственности, подписав контракт с Минобороны, могут только россияне под следствием или уже осужденные.

Что изменится с принятием новых законов – в эфире Настоящего Времени объяснил юрист, менеджер адвокации в "Движении сознательных отказчиков" Артем Клыга.

Юрист Артем Клыга – о новых законах, принятых Госдумой, касающихся отправки на фронт
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:48 0:00

Юрист считает, что это продолжение российской политики по набору солдат на фронт из числа тех, в отношении которых возбуждено уголовное дело. Он напомнил, что год назад это делали рамочным законом, а потом внесли поправки в Уголовно-процессуальный кодекс и Уголовный кодекс, и следователи получили возможность на стадии предварительного расследования или дознания предлагать подозреваемым подписать контракт с Минобороны и тем самым приостановить уголовное дело.

"Но обнаружилась такая заковырка, что, например, на стадии уже судебного следствия, когда дело передано в суд, такой опции у обвиняемого уже не существует. Поэтому сейчас законодатель пошел дальше и внес незначительные уточнения, которые позволяют уже суду принимать решения на стадии судебного следствия отправить человека непосредственно на "СВО" (так в России называют войну против Украины – НВ) и приостановить рассмотрение уголовного дела. И в случае если человек, например, на фронте получает государственную награду или увольняется по тем редким основаниям, которые у нас существуют в указе президента о мобилизации – по здоровью, например, в случае получения категории "Д", – то тогда это уголовное дело прекращается, – объясняет Артем Клыга. – Суды, я думаю, активно будут этим пользоваться".

По его словам, когда законодательно разрешили приостанавливать дела на стадии предварительного следствия, сразу появилась практика, "когда адвокаты по назначению и следователи стали чуть ли не рекламировать военную службу по контракту и показывать это как самый легкий способ уклониться от будущего приговора". Теперь же, уверен юрист, часть людей без шанса даже на получение условного приговора будет воспринимать это как возможность освободиться от уголовной ответственности.

"С точки зрения теории уголовного права – это катастрофа, потому что у нас основная задача уголовного права вообще, создания каких-либо наказаний – это исправление подсудимого. Когда исправления достичь никоим образом не удается, его просто вместо исправления отправляют на фронт, на котором, мы понимаем, никакого набора процедур для целей исправления не существует. Это все будет только ухудшать вообще ситуацию в России, – прогнозирует юрист. – Если эти люди будут дальше возвращаться, в том числе, например, получая госнаграду, то вообще вся эта уголовная ситуация и количество преступлений, которые эти люди будут совершать, будут только расти".

Артем Клыга говорит, что новый закон существенно расширит базу для набора на военную службу по контракту.

"У нас есть масса преступлений, в том числе, например, наркотического характера, которые массово возбуждаются в России, по которым очень тяжело получить условный приговор, – говорит юрист. – Если мы говорим о преступлениях средней тяжести или тяжких преступлениях, например кража, разбой, то их довольно много. И здесь чаще всего, если просто даже по уголовной статистике смотреть, эти преступления совершают люди, у которых иногда денег даже на адвоката нет. Поэтому для них избавиться от уголовной ответственности и пойти стать военнослужащим – это возможность".

XS
SM
MD
LG