Казахстанский Комитет государственных доходов начал масштабные проверки блогеров и их доходов. Как заявила в интервью Tengrinews глава управления администрирования доходов физических лиц КГД Дина Кусаинова, это якобы было сделано после того, как в налоговые органы начали поступать жалобы казахстанцев на "роскошную" жизнь некоторых тиктокеров и ютуберов.
"Поступают жалобы, обращения от наших граждан о том, что блогеры ведут роскошный образ жизни, не платят налоги: "Проверьте их, они ездят на таких-то машинах, в таких-то квартирах живут, приобретают какие-то дома", – сообщила Кусаинова. – Естественно, у людей возникает вопрос: сколько они уплачивают налогов?"
Также в соцсетях в Казахстане появился список с упоминанием нескольких десятков медийных личностей, якобы уклонявшихся от уплаты налогов. В КГД заявили, что "на карандаше" у них числится 594 человека: они, по мнению налоговиков, утаили от государства почти $106 млн.
Охота налоговиков на блогеров началась после того, как с этого года банки второго уровня начали передавать в Комитет госдоходов всю информацию о личных счетах граждан. Именно это позволило налоговым органам заглянуть "в карман" любому казахстанцу. А поскольку блогеры, артисты и прочие медийные личности чаще всего получают доход как индивидуальные предприниматели, налоговики просто сопоставили выписки из банков с их налоговыми декларациями.
Блогеров проверки их счетов в банках и выставление им счетов по налогам застали врасплох. Они заявляют, что не уклонялись от налогов, и считают, что налоговые органы слишком рьяно взялись за дело, основывая свои оценки их доходов только на отчетах банков.
Блогеру из Алматы Дарье Александровой тоже пришло письмо из налоговой. По словам Дарьи, в Комитете госдоходов просто суммировали все поступления на ее счет в банке и обвинили ее в том, что она утаила от государства почти $400 тысяч (более 120 миллионов тенге). Позже, по словам Александровой, документ был отозван по причине "технического недоразумения".
"Я могу на самом деле понять людей, которые пишут: вот вы блогеры плачете сейчас. А сами показывали свою роскошную жизнь, продавали свои курсы, сделанные из воздуха, делали лотереи и так далее, и так далее, – говорит Александрова. – Я сама злюсь на таких блогеров, потому что из-за них попадают блогеры, которые платили налоги! Я никогда не показывала легкую жизнь. Вся моя аудитория видит, знает: я показываю работу".
Чиновники говорят, что если блогеры не согласны с теми суммами, которые им предъявляют к взысканию, то они должны прийти к ним и пояснить, с чем именно они не согласны, либо представить дополнительную налоговую отчетность – с уплатой самостоятельно начисленных налогов.
Эксперты говорят, что, по сути, казахстанское государство пересмотрело негласный общественный договор, по которому население не вмешивалось в бюджетную политику, а власть не вмешивалась в личные финансы граждан.
"Раньше государство получало сырьевую ренту и не особо задавало гражданам вопросы: откуда у вас доходы? И как бы особо не заглядывало в ваши доходы, чем вы там занимались, – замечает экономист Арман Бейсенбаев. – Были определенные процедуры, но сильно к вам в карман не заглядывали. А теперь сырьевой ренты государству не хватает. А значит, оно будет глубже заходить, заглядывать в карманы к людям. Люди – новая нефть".
"Обезжириванием" блогеров заняты власти не только Казахстана, но и России и других стран Центральной Азии: там блогеры тоже все чаще оказываются в поле зрения налоговых органов. По данным налогового комитета Таджикистана, в 2024 году местные инфлюенсеры заплатили в бюджет примерно $440 тысяч. В Узбекистане с 2024 года блогеры также обязаны платить налоги наравне с предпринимателями. В Кыргызстане пока нет отдельного налогового регулирования для блогеров, но обсуждения этой темы тоже ведутся.