30-летний Сухроб – бывший трудовой мигрант из Таджикистана, который работал в России. Он обратился в редакцию таджикской службы Радио Свобода/Озоди и заявил, что женился на девушке, которую ему посоветовали знакомые, но в первую брачную ночь обнаружил, что его невеста не была девственницей. Жених подал иск в суд на родителей жены и потребовал вернуть ему деньги, которые он потратил на свадьбу. Суд ему в иске отказал, а семья невесты подала встречный иск, обвинив жениха в клевете на их дочь.
****
Сухроб рассказывает, что три года работал за границей, чтобы накопить денег на свадьбу.
"Со мной в России работал мой земляк. Мы разговорились как-то с ним, я сказал, что ищу невесту, и он предложил познакомиться с его сестренкой, 22-летней Хосият (имя изменено), – рассказал мужчина. – Она была в Таджикистане, поэтому я вернулся на родину, чтобы увидеться с девушкой. Мы встретились всего раз, понравились друг другу, и я отправил в ее дом сватов".
Свадьба Сухроба и его невесты состоялась 20 сентября 2024 года. По словам жениха, он потратил на праздник и приданое невесты 60 тыс. сомони ($5500).
Но праздник получился не таким, как рассчитывал мужчина. В брачную ночь жених, по его словам, обнаружил, что его невеста – не девственница. Мужчина потребовал объяснений, на что жена сказала ему, что "позже все объяснит".
"Спустя почти месяц Хосият призналась мне, что над ней надругался ее родной дядя, когда она училась еще в школе. Но она об этом случае никому не рассказывала. Это признание я записал на видео", – заявил муж.
Муж также настоял на том, чтобы Хосият прошла судмедэкспертизу, чтобы установить, как давно она лишилась девственности. Хосият эту экспертизу прошла. В заключении республиканского центра судебно-медицинской экспертизы говорится, что установить сроки давности повреждения девственной плевы "не представляется возможным".
В итоге мужчина посчитал себя обманутым и позвонил родителям жены: "Тесть выслушал меня, сказал, что заберет дочь, и умолял не позорить их", – рассказывает Сухроб.
Мужчина потребовал вернуть ему все потраченные на свадьбу деньги. Отец его жены, по его словам, пообещал, что вернет 50 тысяч сомони.
"Я согласился", – рассказал Сухроб. Однако, по его словам, родные жены так и не сдержали своего обещания.
"Тогда я обратился в суд с иском о взыскании с семьи жены денег, которые я потратил на свадьбу, и приложил видео признания и результаты судмедэкспертизы. А в ответ они подали иск о возмещении компенсации морального вреда за поруганную честь и достоинство, потому что я якобы оклеветал их дочь", – возмущается собеседник Радио Свобода.
В ответном иске семья невесты обвинила жениха в клевете в адрес их дочери и потребовала взыскать с него 10 тыс. сомони в качестве компенсации морального вреда. От общения с прессой семья отказалась.
Суд в Таджикистане Сухробу в иске к семье жены отказал. Зато удовлетворил встречный иск, который подала к ему семья Хосият. "Теперь получается, что я им должен 10 тыс. сомони. Где я их возьму? У меня мать после этого случая заболела и попала в больницу", – жалуется Сухроб. Он говорит, что жалеет, что не настоял на том, чтобы Хосият прошла тест на девственность до свадьбы.
****
Телеканал "Настоящее Время" не раз рассказывал о культе девственности в Таджикистане и других странах Центральной Азии. В этом регионе до сих пор многие жители считают, что невеста не должна вступать в интимные отношения до брака. В консервативных селах после свадьбы до сих пор могут публично вывешивать окровавленную простыню – как доказательство невинности невесты.
В таких семьях, если в первую брачную ночь жених не увидел доказательств невинности невесты, ее могут с позором выставить за дверь и отправить обратно к родителям. Поэтому именно зачастую сторона жениха настаивает на том, чтобы невеста до свадьбы проходила проверку на девственность.
С 2016 года в Таджикистане для тех, кто хочет вступить в брак, также проводится обязательное медицинское освидетельствование пар, которое многие считают унизительным. Власти объясняют, что ввели его для того, чтобы исключить у жениха и невесты наличие генетических заболеваний, гепатита и ВИЧ. Часто вместе с ним по желанию проводится и тест на девственность невесты – его делают исключительно в республиканском центре судебно-медицинской экспертизы в Душанбе. Ежегодно такой тест, по официальным данным, проходят около 500 девушек.
Международные правозащитники не раз призывали Таджикистан отменить такую практику, указывая, что она приводит к семейному насилию и самоубийствам женщин. Но эта рекомендация до сих пор остается неисполненной.
В 2017 году 18-летняя девушка в Таджикистане покончила с собой после того, как в первую брачную ночь муж обвинил ее в том, что она не девственница. Она убеждала его, что это не так, но муж ей не поверил и дважды возил ее на проверку. Позже мужчина, не поверив жене, решил выгнать ее из дома: из-за этого девушка выпила уксус и позже скончалась.
В 2019 году в Дангаре местный житель также избил свою невесту за отсутствие у нее девственной плевы. Девушка обратилась в суд и потребовала уже от бывшего мужа компенсации морального ущерба в размере 50 тыс. сомони (около $4500). Девушка говорит, что до свадьбы и после обвинений мужа четырежды прошла проверку на девственность. Но, несмотря на то, что эксперты установили, что она до сих пор девственна, в суде она не смогла добиться справедливости.
"Если мужчина требует от девушки, чтобы она была девственной, тогда он сам также должен доказать свою невинность. Если мы хотим верности, то и сами должны соответствовать своим требованиям", – говорит правозащитница, специалист по вопросам гендера Лариса Александрова.
Из-за устоявшихся традиций и общественного осуждения в Таджикистане девушки часто прибегают к гименопластике – операции по восстановлению целостности девственной плевы. По словам гинеколога одной из клиник в Душанбе, которая согласилась пообщаться с журналистами на условиях анонимности, в Таджикистане это востребованная процедура. Минимальная стоимость операции – $300.
"Это простая и безопасная процедура, выполняют ее за несколько дней до предполагаемой даты свадьбы в любом гинекологическом кабинете. Операция проводится под анестезией", – сообщила врач.
"Девушку в браке видят как товар, предмет продолжения рода и сексуального использования, но не как личность. Рассматривается не девушка как личность, ее образование, черты характера, знания, а только интимная сторона вопроса", – комментирует операции по восстановлению девственности Лариса Александрова.
В действительности, подчеркивают врачи, некоторые девочки рождаются вообще без девственной плевы. У других она может быть очень хорошо растяжима, не надорваться даже при половом контакте, – говорит гинеколог одной из клиник в Душанбе.
Полный текст опубликован на сайте таджикской службы Радио Свобода