В казахстанском Жанаозене снова вспыхнули протесты. Забастовку объявили сотрудники "Управления буровых работ": их компания выполняет подряды для "Озенмунайгаза", дочерней организации национальной компании "КазМунайГаз". Группа рабочих нефтесервисного предприятия бастует уже несколько дней. Они требуют изменить систему оплаты труда и принимать на работу в компанию родственников тех, кто ранее там работал и потерял здоровье. Протестующие говорят, что руководство компании не выполнило данные им ранее обещания.
Работники требуют повышения разряда водителей и операторов предприятия, повышения надбавки всем рабочим на 30 процентов, решения проблемы безработицы в Жанаозене и возвращения к индивидуальной системе оплаты труда, которая существовала в коллективном договоре до 2013 года.
Вот как объясняет эти требования участник забастовки Газиз Махамбетов: "Сейчас с наших зарплат удерживают подоходный налог и другие обязательные платежи. Если же мы перейдем на независимую систему оплаты труда, то таких удержаний не будет. И, как я понимаю, наши налоги будут уходить напрямую в пенсионную программу. Поэтому при переходе на новую систему наши зарплаты только вырастут. Этого мы и добиваемся".
Рабочие говорят, что свои требования по системе оплаты они заявляли и раньше. После нескольких встреч в руководстве предприятия "Озенмунайгаз" рабочим пошли навстречу, их запросы пообещали удовлетворить. Но дальше слов дело не пошло.
"И вот со вчерашнего дня люди бастуют. Это управление буровых работ. Выдвинули пять требований правительству. Ждем", – говорят на видео протестующие. И обещают, что пока их требования не будут удовлетворены, к работе они не вернутся.
Длительные простои буровиков обычно дорого обходятся компании – прежде всего, финансово. Но руководство "Озенмунайгаза" считает требования рабочих незаконными. Местные власти уже подключили прокуратуру и силовиков к беседам с протестующими: собравшимся у здания администрации компании объяснили, что производственные проблемы необходимо решать "без радикальных мер". До прямых столкновений силовиков с забастовщиками дело пока не дошло, но градус напряжения в городе растет.
Еще одно требование бастующих связано с работой в регионе со сложной экологической обстановкой: они хотят, чтобы "Озенмунайгаз" принял в штат детей сотрудников, потерявших здоровье на производстве. В компании на это отвечают, что трудоустраивать детей бывших сотрудников можно только на общих основаниях – если они встанут в очередь и приоритета у них не будет.
Кроме того, говорят в "Озенмунайгазе", в компании действует специальная предпенсионная программа, которая позволяет работникам преждевременно выходить на заслуженный отдых.
"Требование работников заключается в увеличении пенсии со 125 до 300 МРП, что повысит размер выплат более чем в два раза. Однако в компании уже созданы хорошие условия, где размер социальной поддержки на одного работника – один из самых высоких", – заявили в пресс-службе национальной компании "КазМунайГаз".
Пока стороны конфликта в Жанаозене далеки от достижения компромисса, и чем закончится противостояние, можно только предполагать. По неподтвержденной пока информации, бастующих из "Управления буровых работ" поддержали сотрудники других нефтесервисных организаций Жанаозена, которые тоже не вышли на смену.