Это место хорошо известно всем парапланеристам России: рельеф и роза ветров Чегемского ущелья позволяют местным и приезжим смельчакам подолгу парить в воздухе вместе с горными орлами. В окрестностях маленького высокогорного села Эльтюбю в этом году побывало особенно много любителей планирующего парашюта, – скорее всего, из-за закрытых границ. Что вселило в местных жителей надежду на будущее. Ведь лишь благодаря парапланеристам селяне имеют возможность хоть как-то заработать, других источников существования, кроме выращивания скота и маленьких огородов, в этих местах попросту нет.
Чегемское ущелье считается сердцем Кабардино-Балкарии. Именно здесь проходит невидимая граница, которая делит горные пики на Северный и Южный Кавказ.
В переводе с балкарского Чегем означает "сломанная земля". Она и вправду изломана крутыми неприступными скалами. Здесь в альпийском климате, прямо под облаками живут люди, которые, как и сотни лет назад, пасут скот, занимаются домашним хозяйством и огородами.
В старинном селе Эльтюбю проживает 296 человек. В домах есть свет и газ, а вода поступает в водопровод прямо из горной реки. До недавнего времени село мало кого интересовало. Эльтюбю был настоящим краем света даже для бывалых туристов.
Однако с некоторых пор эти места стали самой настоящей Меккой для парапланеристов, что круто поменяло жизнь маленького горного села. Чегемский парадром сегодня – главная достопримечательность этих мест. Ведь он притягивает к себе парашютистов со всей страны и дает работу местным жителям.
Житель села Эльтюбю Марат Мушкаев в 90-е мечтал о крыльях за спиной и с замиранием сердца наблюдал за редкими заезжими парапланеристами, которые бесстрашно бросались в ущелье или взмывали вверх.
Выучившись на товароведа, Марат вернулся в родные места и занялся созданием парадрома. Сегодня Марат Мушкаев – президент Федерации спорта сверхлегкой авиации Кабардино-Балкарии.
"Сперва завезли маленькую будочку, сколотили душ. Сделали информационную страницу в интернете. Долго все это раскручивалось, но, соответственно, раскрутилось, – делится Марат. – Изначально никто не верил, не обращали внимания. Мы вырастили несколько экскурсоводов, водителей, которые на уазиках возят вглубь ущелья, показывают!"
То, что начиналось с одного сарая, теперь выросло в большой лагерь. Марат с гордостью демонстрирует свое хозяйство: столовую, где варят настоящий балкарский кофе, кухню, где женщины готовят национальные балкарские блюда, и три домика для проживания гостей.
Каждые выходные сюда приезжают по двести человек. И даже проводятся международные соревнования.
Пока парапланеристы находятся в воздухе, Марат работает на земле. Сейчас на полеты у него просто нет времени. "Здесь место такое, что тракториста не найдешь, экскаваторщика не найдешь. Откуда-то надо везти. В селе все разъехались, мало людей осталось, кто имеет навыки! Пришлось самому научиться", – признается Марат.
Все заработанное на земле он спешит вложить в небо: строит новые дома для парапланеристов, расширяет лагерь. Хочет сделать в родном селе базу отдыха мирового уровня и вдохнуть новую жизнь в родное село.
И это ему удается. В ожидании туристов возле местных водопадов развернулись торговые ряды. Жители торгуют медом, сыром, изделиями из шерсти и прочими продуктами собственного производства. Чегемская долина стала не только туристической базой, но и полноценным аэродромом для малой авиации.