Луховицы называют огуречной столицей России. А словосочетание "луховицкие огурцы" стало брендом, символом качества. Здесь почти в каждом дворе есть огород с огурцами, а ряды теплиц можно измерять километрами. На огурцах в Луховицах держится все. С их помощью местные переживали и голод, и кризисы, и эпидемии. Сегодня Луховицы живут в ожидании нового урожая. И с беспокойством следят за сводками новостей. Ведь может случиться и так, что продавать их – из-за карантина и кризиса – будет некому.
Обычно первые огурцы в Луховицах появляются в середине мая. Но это только у самых продвинутых огородников. Они стоят дороже сезонных – примерно 150 рублей за килограмм. В конце июня огурцы будут у всех, и цена опустится ниже 100 рублей.
Секрет луховицкого огурца на первый взгляд прост: географическое расположение плюс теплый климат и, конечно, ручной труд.
Огородный бизнес озолотил многих в Луховицах. Наглядное подтверждение тому – крепкие кирпичные дома вдоль трассы. Раньше построить такой дом могла позволить себе обычная семья, имеющая огород в 20 соток.
"Можно было за сезон машину купить. Мы на рынки ездили. На Москворецкий, Черемушкинский рынок. Продавали 500 килограммов. Сейчас этого нет. Не пускают в Москву, там нерусские одни", – делятся местные огородники.
Еще пару десятилетий назад дела у них шли намного лучше. Теперь фирменные огурцы приходится отдавать перекупщикам в разы дешевле, чем они могли бы продать сами. На рынки и ярмарки простым крестьянам попасть очень трудно – не пускают конкуренты.
В результате жители Луховиц много не сажают. В основном для себя и немного на продажу. В урожайные годы цены на фирменные овощи здесь резко падают, вне зависимости от того, росли они в грунте или в теплице.
Пенсионер Владимир Блашков всю жизнь выращивает на своем огороде грунтовые огурцы. С ним работают две его дочери, зятья, внуки и даже правнук. "Когда машина стоила шесть тысяч, в год с огорода снимали три тысячи", – вспоминает Владимир.
Перекупщики и владельцы больших тепличных хозяйств сильно сбивают цену. Так что у частников выбор небольшой – либо отдавать свои огурцы за бесценок, либо пытаться продавать их на местном рынке, где предложение значительно превышает спрос. Везти свой товар далеко стало просто невыгодно.
Павел Иванов родился, что называется, на грядке, как и многие в этих краях. "Бабушка все время занималась огородом. В магазинах все было дорого, зарплаты маленькие. Вот и получается, что нас обеспечивал огород. И картошкой занимались. И огурца побольше, потому что солили – и в банки, и в бочки", – рассказывает Павел.
Позже он решил стать агрономом. Десять назад в Луховицах начались глобальные перемены. Сюда, нащупав золотую жилу, начали приезжать предприниматели со всего света и строить тут большие тепличные хозяйства.
Тепличный город вырос под Луховицами в 2014 году, в период продовольственных санкций. Именно тогда инвесторы решили вложиться в огурцы. В луховицких полях появились умные теплицы с голландской технологией выращивания овощей.
Позже Луховицы приглянулись крупным агрофирмам. Так в российском огуречном бизнесе появились новые зарубежные технологии, которые сильно изменили рынок.
Предпринимательница Наталья Ли-Чан-Лин родилась и жила в Москве. Однажды она решила сменить офисный костюм на резиновые сапоги и начала работать на грядках. "Угостил знакомый фермер этими огурцами, и я подумала: а почему бы не заняться самим, не выращивать? Ну вот так, купила здесь землю и вожусь шесть лет", – говорит Наталья.
Она не просто занялась совершенно новым делом, но еще и пришла в чужой город, где конкурентов и так хватало. Чтобы выжить в условиях невероятного огуречного соперничества, фермерам надо постоянно что-то придумывать, говорит она.
Наталья переживает за популярный огуречный бренд: слишком много стало подделок. Торговцы давно поняли, что если выдать свои огурцы за луховицкие, продажи обязательно вырастут.
"Луховицкий огурец часто ненастоящий, он везется из Астрахани, из Волгограда. Там жаркое солнце и песчаная почва, и он не такой вкусный", – убеждена Наталья.