Российские власти массово изымают жилье граждан Украины в оккупированном Мариуполе, пишет BBC Verify (отдел "Би-би-си" по проверке фактов).
По данным журналистов, по меньшей мере 5700 квартир и домов российская администрация города признала подлежащими изъятию. Многие из них принадлежат украинцам, которые были вынуждены покинуть город или погибли во время осады в 2022 году.
Сколько квартир было конфисковано за три года, точно неизвестно. Однако назначенный российскими властями мэр Мариуполя Олег Моргун недавно заявил, что окончательное судебное решение о конфискации принято в отношении около 600 квартир.
Для обозначения жилья, которое, по мнению российских властей, не используется или не имеет законного владельца, используется термин "безхозное". Закон об изъятии такого имущества в так называемой "ДНР" приняли в марте 2024 года. Он предусматривает конфискацию жилья в случае, если владельцы не оплачивают коммунальные услуги, не зарегистрировали жилье в Едином реестре недвижимости РФ или если объект недвижимости представляет угрозу для жизни других жителей.
Гражданам Украины для возврата жилья, как отмечается, нужно вернуться в Мариуполь через Россию, пройти фильтрацию и бюрократические процедуры, которые, в том числе, вынуждают их получать российское гражданство. На самом деле, отмечает бывший советник украинского мэра Мариуполя и глава Центра изучения оккупированных территорий Петр Андрющенко, если дом попал в любой из списков, то вернуть его практически невозможно.
"Как это происходит на самом деле. Комиссия идет, смотрят, сколько квартир в доме, и практически на все квартиры наклеивают объявления – сначала на доску объявлений, потом проходятся по подъезду и опечатывают квартиры. Даже те, где живут люди, но их в данный момент нет дома, вышел за хлебушком, пришел – у тебя опечатанная квартирка, – рассказал Петр Андрющенко в эфире Настоящего Времени. – После этого ты берешь документы – если они у тебя есть – и идешь в оккупационную власть. Они говорят: неа, не подходит. Тут не та запятая, мы вообще не уверены, нужно подтвердить, как вы вообще приобрели это право собственности, а есть ли у вас первичные документы, что это было – приватизация, покупка? И пошло-поехало. Заканчивается это обычно тем, что мы подаем в суд – и идите в суде доказывайте, [что это ваше жилье]. Суды штампуют это как [печатный] пресс, и доказывать в общем-то уже нечего".
Галина (ее имя изменено в целях безопасности) после начала полномасштабного вторжения РФ уехала из Мариуполя. По ее словам, многоквартирный дом, в котором она жила, сильно пострадал во время осады в 2022 году. Ей сообщили, что в квартире отремонтировали окна и двери, и теперь она опасается, что ее жилье могут конфисковать. "Это узаконенная кража имущества", – говорит она.
В результате боев в Мариуполе, пишут журналисты, были разрушены или повреждены более 90% многоэтажных домов. После оккупации города, утверждают российские власти, было построено более 70 новых многоквартирных домов, но местные жители рассказали, что нехватка жилья сохраняется.
Конфискация имущества украинцев, предполагают авторы материала, является частью более масштабной кампании по "русификации" оккупированного города, которая включает в себя в том числе строительство новых военных объектов и переименование улиц.