"Медиазона" изучила примеры того, как врачи работают с пострадавшими от пыток в полиции, и нашла примеры того, что врачи зачастую не фиксируют повреждения или меняют свои показания в пользу силовиков.
Почему так происходит и насколько врачи уязвимы в силовой системе, Настоящему Времени рассказала автор материала, журналист "Медиазоны" Анна Козкина:
— Я правильно понимаю, что медики не по своей воле скрывают истинное состояние избитых задержанных?
— Сами правозащитники, с которыми мы это обсуждали, это как раз был главный вопрос – в чем мотивация медиков? Потому что они неподотчетны полиции, они, по сути, равный полиции институт. Полиция защищает, а медики лечат. Главная задача медиков – вовремя оказать помощь, зафиксировать травмы, чтобы в дальнейшем пациент получил достойное лечение. Но мы видим вот эту связку медиков и полицейских, когда медики начинают подыгрывать полиции, они больше прислушиваются не к жалобам больного, как в случае с Минасовым, у которого болела спина, но тогда еще не было понятно, что это перелом. Он просил помощи: "Сделайте хоть что-то". А полицейские не выпускают, всячески уговаривают: "Да не надо его увозить, он симулирует, давайте его оставим". Врачи в смятении, видимо, им неудобно отказать полиции. Видимо, у врачей есть какой-то такой страх перед полицейскими. И такая же, наверное, логика, что дыма без огня не бывает, он действительно симулирует.
Мне кажется, это какое-то наследие советских времен, простите за пафос, ведь в сталинских лагерях тоже очень скептически относились к любым жалобам больных, лишь бы избежать какой-то ответственности. Я думаю, что это работает какая-то такая старая советская логика.
— Вы сказали, что у медиков, скорее всего, есть какой-то страх перед правоохранительными органами.
— Это уже лично мое предположение, потому что я как раз все допытывалась до юристов Комитета против пыток, которые ведут эти кейсы, они сами удивлены, потому что [медикам] ничего не грозит, в действительности нет никакого закона, который накажет медика за то, что он не оказал помощь по просьбе полицейского. Его первостепенная задача – это оказывать медицинскую помощь, лечить, не навредить. Но они ведут себя иначе.
Например, там есть еще один кейс – он кубанский. Когда на вызов приехала фельдшер, увидела побитого задержанного, которого привезли в суд, она уже согласилась везти его в больницу, потому что понимала, что, вероятно, у него закрытая черепно-мозговая травма, это все довольно серьезно. И тут ей звонит диспетчер и говорит: "Он тебе сейчас навешает лапши на уши. Мы пошлем другого врача". У меня предположение, что это произошло тоже в связке с полицией, которая наплела: "Он симулирует, не надо никакого врача, давайте нашего знакомого врача отправим", – который в итоге не стал его госпитализировать – человека, которому было плохо, у которого болела голова, у которого были синяки видны.
Не все медики так себя ведут. Некоторые ревностно добиваются того, чтобы человека увезли, ему оказали помощь. Но есть часть сотрудников, которые подыгрывают полицейским.
— Я правильно понимаю, что, исходя из этих историй, ни один медик не пожаловался на правоохранительные органы, что они на медика оказывали какое-то влияние?
— Не известно ни одного такого случая. Была еще одна кубанская история, в которой фельдшер, которая осматривала в изоляторе незадолго после задержания юношу, он был побит, у него было сексуальное насилие, он был очень слаб. Она спрашивала у сотрудников этого изолятора, которые относятся к МВД: "Что же вы наделали с ним?" Потом она звонила его родственникам, говорила: "Добивайтесь правды". Но когда ее вызвали на допрос в качестве свидетеля, она отказалась от своих показаний. Она сказала: "Я ничего не помню".
— Скажите, пожалуйста, наказать медика за сокрытие истинного состояния здоровья избитого задержанного можно?
— Думаю, в нынешней системе это просто невозможно. Я думаю, что максимально это при худшем случае, когда человек погибает, тогда все начинают сваливать ответственность друг на друга. И если дошло до вызова медиков и это произошло при них, тогда на них повесят халатность, скорее всего.