Российских туристов готовы принять около 40 стран, но прямое авиасообщение открыто лишь с некоторыми из них, рассказал Настоящему Времени вице-президент Ассоциации туроператоров России Дмитрий Горин. В итоге туристы активно используют доступные транспортные хабы – Стамбул, Дубай и Минск. Параллельно растет спрос на перелеты внутри России. Цены на внутренние билеты тоже растут, но не так ощутимо. Как россияне путешествуют через год после начала пандемии?
Год назад компания "Феон", специализировавшаяся на поездках в Китай, была близка к закрытию. Китай изолировался первым. А за ним и весь остальной мир. Туризм стал невозможен.
"Многие сотрудники сначала ушли на удаленку, потом, когда мы поняли, что это будет не на месяц, не на два и не на три, начался новый сезон и пришлось как-то людям предложить где-то самоустраиваться, где-то перепрофилироваться", – рассказывает генеральный директор турагентства "Феон" Ирина Филиппова.
Постепенно компания перестроилась с внешнего туризма на внутренний. Ей удалось остаться на плаву, но не в полном составе. Из 13 сотрудников работать остались четверо. Спрос постепенно восстанавливается, но очень медленными темпами, цены клиентов пока не привлекают.
"Все билеты на регулярных рейсах, чартеров сейчас практически нет, есть внутренние чартеры, но цена, прямо скажем, подорожала. Если не в два раза, то в полтора точно", – добавляет Ирина Филиппова.
Часть туроператоров прекратила свое существование. После пандемии на рынок не вернулись 30% турагентств, это несколько тысяч компаний. А оставшиеся сократили персонал в среднем на треть, говорит Дмитрий Горин из Ассоциации туроператоров России.
"Если говорить о потерях, то, по оценкам Ростуризма, они составляют больше одного триллиона рублей. В нашей и смежных отраслях работают 2,5 миллиона сотрудников, и, конечно, мы были вынуждены сокращать и оптимизировать фонд заработной платы, сокращать арендованные площади", – отмечает эксперт.
У россиян пользуются спросом такие направления, как Турция, Мальдивы, Куба, Танзания и Объединенные Арабские Эмираты. Россия открывает сообщение со все большим количеством стран, но это не значит, что туда могут полететь туристы.
"Недавнее открытие Катара, Индии, Вьетнама, Финляндии не говорит о том, что туристы могут путешествовать в эти страны, – продолжает Дмитрий Горин. – Вообще, если говорить о том, сколько стран готовы принимать наших туристов, пусть и через предъявление ПЦР-теста, это более 40 стран".
Вместе с тем растут и цены на билеты.
- Средняя стоимость зарубежного рейса, по данным Aviasales, в начале марта этого года составила 15,7 тысяч рублей (на 55% больше, чем в прошлом году и на 39,5% по сравнению с тем же периодом 2019 года).
- Билеты в ОАЭ подорожали почти в два раза (23,7 тысячи рублей сейчас против 12,3 тысяч рублей в марте 2019 года),
- Билеты в Грузию подорожали в 2,5 раза (с 6,5 тысяч рублей до 15,7 тысяч рублей за аналогичный период).
- Билеты на Мальдивы и в Египет подорожали примерно на треть (+36%, до 40,1 тысяч рублей и +29%, до 16,4 тысяч рублей соответственно).
"Раньше можно было говорить о каком-то планировании, сейчас билет покупается буквально за три-четыре дня до вылета, – комментирует PR-директор туристического сервиса Aviasales Янис Дзенис. – То есть глубины бронирования как таковой нет. Это глубина по щиколотку. Просто потому что до конца ты не можешь быть уверен, будет ли открыта Бразилия, куда ты "мылился", или любое другое международное направление".
По словам Яниса Дзениса, сейчас 96% забронированных билетов в России – на внутренние рейсы.
Но это не значит, что россияне стали ездить больше по стране. Они просто перестали ездить за рубеж. А попасть в Россию иностранному туристу стало и вовсе невозможно. Внутренний туризм в стране упал на 40% по сравнению с 2019 годом, международный выездной туризм – на 85%, а больше всего пострадал въездной туризм в Россию, сократившись на 97%.
Туроператоры говорят, что худшее позади. Они уверены, что международный туризм выйдет на тот же уровень, что и был до пандемии. Но не в 2021 году.