Президент США Дональд Трамп рассказал журналистам, что ему не понравились слова российского президента Владимира Путина о том, что Украину необходимо передать под внешнее управление под эгидой ООН.
28 марта, разговаривая с моряками на подводной лодке "Архангельск", Путин заявил, что в Украине нет легитимной власти и что Украину следовало бы передать под внешнее управление, в том числе Россией и ее союзниками, чтобы провести там выборы. В интервью американскому телеканалу NBC Дональд Трамп заявил, что был "очень зол" и "взбешен" этими словами Путина. Он также пригрозил Кремлю последствиями за срыв его усилий по достижению мирного урегулирования войны в Украине – введением вторичных санкций на российскую нефть.
Эти санкции будут означать, что США не будут вести бизнес со всеми странами, которые будут покупать российскую нефть. Трамп анонсировал новый разговор с Путиным в начале апреля.
Срок, который Трамп отвел на подписание сделки о прекращении огня, по его словам, составляет один месяц.
"Это психологический дедлайн. Если я почувствую, что нас водят за нос, мне это не понравится", – сказал он.
Политолог-американист Александра Филиппенко в эфире Настоящего Времени озвучила, что это и есть то давление на Кремль, которое ранее анонсировал Дональд Трамп.
По ее словам, введение вторичных пошлин на экспорт российской нефти и дополнительных санкций на российские природные ресурсы поддержат представители и Республиканской, и Демократической партий в Конгрессе.
"Сам Скотт Бессон – министр финансов США, когда проходили слушания по его назначению в Сенате, говорил о том, что возможно еще большие санкции накладывать на Россию, и это нужно делать для того, чтобы давить на нее, потому что нынешние санкции недостаточно работают. А Линдси Грэм, сенатор-республиканец, и вовсе говорил, что у него готов законопроект по новым санкциям. Как только Дональд Трамп его одобрит, он сразу будет выдвигать их на голосование", – говорит Александра Филиппенко.
Президенту Украины Владимиру Зеленскому Дональд Трамп также пригрозил "большими, большими проблемами", если он не подпишет ключевое соглашение о поставках полезных ископаемых с Вашингтоном.
"Мы заключили сделку по редкоземельным металлам. А теперь он говорит: "Знаете, я хочу пересмотреть условия сделки". Он хочет быть членом НАТО, но он никогда не будет членом НАТО. Он это понимает", — цитирует Трампа RFE/RL.
28 марта депутат Верховной рады Ярослав Железняк, а затем Bloomberg и Financial Times опубликовали предварительные условия сделки. Из проекта документа следует, что новая сделка будет включать нефть и газ по всей территории страны, соглашение будет действовать бессрочно, а изменения в него могут быть внесены только с согласия американской стороны. Кроме того, документ не содержал ничего о гарантиях безопасности со стороны США, "даже намека", утверждал Железняк.
Владимир Зеленский подтвердил, что Украина получила документ. До этого, на пресс-конференции в Париже, он говорил, что условия сделки по недрам постоянно меняются. Кроме того, Зеленский заявил, что Киев не будет считать долгом военную помощь со стороны США, так как в новом варианте сделки, который США передали Украине, содержится пункт о компенсации.
28 марта правительство Украины заявило, что все еще рассматривает проект соглашения с США по редкоземельным минералам страны на фоне сообщений СМИ о том, что Вашингтон несколько раз менял условия сделки. Министр экономики Украины Юлия Свириденко на заседании правительства заявила, что Киев формирует свою позицию по соглашению, но ее выскажут только после достижения консенсуса.
Украина обладает значительными залежами критических минералов, включая редкоземельные элементы, хотя их точный размер остается неопределенным. Редкоземельные элементы высоко ценятся за их использование в оборонных технологиях, а также в таких устройствах, как компьютеры, смартфоны и батареи, пишет RFE/RL.
Аналитик, бывший член делегации Украины на Минских переговорах Сергей Гармаш в эфире Настоящего Времени сказал, что сделка по украинским редкоземельным металлам – демонстрация привычной стратегии Трампа: увеличивать свои требования во время переговоров, для того, чтобы потом снизить их до какого-то приемлемого уровня.
"Я думаю, что Украина должна предлагать сейчас свои варианты сделки, основываясь на том, что они должны быть законными и соответствовать международному и украинскому прежде всего законодательству, – считает он. – Нужно учитывать, что Трамп говорил, мол, Зеленский хочет выйти из сделки. Мы в нее еще не входили. Документ не подписан. Все, что сейчас происходит – это драфты документов, предлагаемые варианты. И стороны будут работать над их сближением".