Дональд Трамп утверждает, что из-за введенных им тарифов против более чем двухсот стран ежедневно США зарабатывают два миллиарда долларов.
"Мы зарабатываем целое состояние на пошлинах. Два миллиарда долларов в день. Вы в это верите? Пресса меня критикует из-за пошлин, которые приносят два миллиарда. Кроме того, к нам приезжает множество стран — они хотят заключить сделку", – сказал Трамп на мероприятии в Белом доме.
В то же время восьмого апреля, после резкого роста, фондовые биржи США вновь закрылись снижением основных индексов, пишет агентство Bloomberg. Произошло это после того, как Белый дом объявил о решении ввести с девятого апреля для Китая пошлины в 104%.
Министр финансов США Скотт Бессант в интервью Fox Business заявил, что около 70 стран предложили Трампу начать переговоры о смягчении тарифов. "Апрель, май, а возможно, и июнь будут очень насыщенными", – сказал Бессант. В частности, ЕС предложил американскому президенту установить взаимные нулевые пошлины на промышленные товары. Но Трамп заявил журналистам, что этого "недостаточно". И предложил странам Евросоюза покупать больше газа и нефти из США.
Администрация Трампа запланировала переговоры с представителями Южной Кореи и Японии – двух близких союзников и крупных торговых партнеров. Премьер-министр Италии Джорджия Мелони также должна посетить страну на следующей неделе, пишет RFE/RL.
Глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен входит в число тех, кто предлагает взаимное снижение тарифов, но также предупреждает, что ответные меры все еще возможны.
На этом фоне Forbes пишет, что из-за введенных тарифов состояние американского президента сократилось почти на 500 миллионов долларов. Журналисты подсчитали: на момент оглашения новых пошлин, второго апреля, состояние Трампа оценивалось в 4,7 миллиардов долларов, а уже через несколько дней – в 4,2 миллиарда.
Наибольшие потери понес его самый ценный пакет акций в Trump Media & Technology Group, который за три дня подешевел на восемь процентов, достигнув самого низкого уровня с октября 2024 года. Также обесценились его коммерческая недвижимость, поля для гольфа, гостиничные активы и доходы от криптовалют.
Илон Маск – американский миллиардер, который возглавляет Департамент эффективности правительства – также потерял за последние две недели около 50 миллиардов долларов, сообщает Bloomberg.
Также Маск начал публично критиковать торгового советника Белого дома Питера Наварро, который сыграл ключевую роль в решении Трампа ввести пошлины против большинства стран мира. Маск назвал Наварро идиотом.
Ранее Маск уже критиковал Наварро и, как писала газета Washington Post, призывал Трампа ввести нулевые тарифы для Европы.
Агентство Bloomberg также сообщает, что американцы, опасаясь повышения цен, скупают буквально все подряд – от автомобилей и айфонов до оливкового масла и зубной пасты.
Среди стран, против которых Трамп не ввел новые пошлины, оказались КНДР, Беларусь и Россия. Однако в Москве все равно увидели угрозу для российской экономики – из-за резкого снижения мировых цен на нефть.
"Изменения, которые сейчас происходят с внешними условиями, существенны. Мы анализируем возможные каналы влияния этих решений на российскую экономику. Основной канал влияния может быть через снижение цен на нефть. Потому что если такие тарифные войны, а мы видим эскалацию тарифных войн, будут дальше продолжаться, то это обычно приводит к снижению мировой торговли, мировой экономики и, возможно, спроса на наши энергоносители. Здесь риски есть, но надо будет смотреть, как ситуация будет развиваться, она пока в самом начале", – цитирует "Интерфакс" председателя российского Центробанка Эльвиру Набиуллину.
Цены на нефть начали быстро снижаться после того, как США ввели тарифы на импорт, а страны ОПЕК+ приняли решение резко нарастить добычу. Стоимость нефти эталонной марки Brent после этих решений снизилась на 15% до примерно 64 долларов за баррель. Цена российской нефти марки Urals упала примерно до 53 долларов. Это самая низкая цена с июня 2023 года. И это значительно ниже цены, которая заложена в бюджет России на 2025 год, – около 70 долларов за баррель.
Как падение цен на нефть отразится на российской экономике – в эфире Настоящего Времени прокомментировал экономический обозреватель Радио Свобода Максим Блант.
По словам эксперта, процессы, происходящие сейчас, похожи на те, которые были во время пандемии COVID-19 в 2020 году.
"Помимо Дональда Трампа, который резко увеличил риски стагнации американской экономики и тем самым "уронил" цены на нефть, есть еще ОПЕК+, которые с мая объявили об увеличении добычи, причем более серьезными темпами, чем предполагалось ранее, – объясняет он. – Это произошло в конце прошлой недели, в начале этой недели стало понятно, что это не просто ошибка, потому что Саудовская Аравия начала агрессивно снижать цены на свою нефть для крупных азиатских покупателей. То есть фактически еще одна торговая война может разразиться уже на нефтяном рынке, и ее целью могут стать не столько российские компании, сколько американские сланцевики, у которых стоимость добычи тоже довольно высокая, чтобы позволить себе длительный период низких цен на нефть. Поэтому все развивается драматично".
Российский рынок пока реагирует на развитие событий медленнее из-за своей нынешней изолированности, отмечает аналитик, кандидат экономических наук Николай Кульбака:
"Конечно, сейчас из-за санкций Россия достаточно отгородилась от мировой экономики, по крайней мере, российский рынок ценных бумаг более или менее изолирован. Но это не означает, что Россия не испытывает влияния, потому что во-первых, мировая рецессия – это цены на сырьевые товары, на нефть, на газ, на многие металлы и так далее. Это первая проблема. Вторая проблема заключается в том, что чем хуже будет ситуация в соседних странах, тем сложнее будет России работать с ними. Безусловно, это окажет влияние на Россию и издержки в России тоже вырастут, сто процентов".
При этом на курсе рубля снижение цен на нефть пока не сказалось – он остается на уровне 86 рублей за доллар. "Российский рынок валютный немножечко отделен сейчас от других рынков, то есть там не очень большие объёмы, там много своих внутренних игроков и много непрозрачных сделок, поэтому мы не можем сейчас сказать, как это все будет влиять, – объясняет Кульбака. – Я думаю, что в краткосрочном периоде он может еще держаться, но в какой-то момент придётся его отпускать. Я не знаю, насколько он сейчас регулируется, и, к сожалению, никто не может подсказать, насколько. Но такая цена доллара для бюджета невыгодна, бюджету выгоднее, чтобы рубль был послабее".
Максим Блант считает, что продолжение войны России против Украины в минимальной степени зависит от цен на нефть.
"Потому что воюет Россия не валютой, не долларами, не рублями, а оружием, которое может производить, имея все те ресурсы, которые она имеет. Для этого нужна сталь, уголь, сырье для производства пороха, – говорит он. – Другое дело, что высокотехнологичного оружия будет, наверное, меньше, потому что с валютной выручкой начнутся проблемы".