Ссылки

Новость часа

Сестра Колесниковой о предложении ей написать прошение о помиловании: "Маша должна рассматривать все возможности выйти на свободу"


Александр Лукашенко в интервью "Би-би-си" заявил, что не против рассмотреть вопрос о помиловании оппозиционного политика Марии Колесниковой, если она "осознает свою вину" и обратится к нему с таким прошением.

Колесникова – один из главных символов белорусского протеста последних лет. На выборах президента Беларуси 2020 года, которые закончились массовыми акциями против Лукашенко, а затем – репрессиями против его оппонентов, она возглавляла штаб оппозиционного кандидата Виктора Бабарико, а позже, после его ареста, работала в команде еще одного кандидата, Светланы Тихановской. Она не уехала из страны после подавления протестов и была арестована. Белорусские спецслужбы пытались выставить ее из страны, для чего привезли на границу с Украиной, но она порвала свой белорусский паспорт и отказалась покидать Беларусь. Впоследствии Колесникова была приговорена в Беларуси к 11 годам тюрьмы по статьям о заговоре с целью захвата власти, призывах, угрожающих национальной безопасности, и создании экстремистского формирования. Известно, что в колонии ее держат в одиночке в пыточных условиях.

В последние месяцы белорусские спецслужбы предложили написать прошения о помиловании на имя Лукашенко многим белорусским политзаключенным. Часть из них это сделала, часть отказалась это делать, посчитав, что таким образом легитимизирует вынесенные в отношении них незаконные приговоры.

"Мне неизвестно, писала ли Маша прошение на помилование, потому что, к сожалению, у нас никаких контактов с ней не было. Но мы слышали, что в последние месяцы в белорусские колонии приходили представители прокуратуры и разных структур, которые разговаривали с другими политзаключенными, собирали эти прошения. И я надеюсь, что у Маши тоже будет возможность написать прошение о помиловании, – рассказала Настоящему Времени сестра Колесниковой Татьяна Хомич. – Я надеюсь, что она это сделает на самом деле, потому что ей нужно спасать себя, ей нужно поправлять здоровье. Я просто надеюсь, что у нее такая возможность появится и она будет рассматривать этот вариант как реальный".

"Моя позиция заключается в том, что сейчас Мария, точно так же, как и многие другие политзаключенные, должны рассматривать все возможности, чтобы выйти на свободу, чтобы сохранить свою жизнь, – подчеркнула Хомич. – А состояние здоровья Маши сейчас критическое, насколько мы слышали в последние месяцы от тех, кто выходил из колонии. Маша потеряла еще больше веса, она очень сильно похудела: озвучивалось, что она весит всего 45 килограмм при росте 1,75 метра".

"Маша говорила о том, что у нее вызывает серьезные опасения состояние ее здоровья. Также как минимум один раз в прошлом году Машу отвозили в городскую больницу, но, опять же, неизвестно, что с ней. И мне кажется, что сейчас нужно предпринимать все возможное с ее стороны, чтобы она вышла на свободу, чтобы она сохранила свою жизнь, чтобы сохранила свое здоровье, – настаивает сестра политика. – Мы очень сильно переживаем за Машу, за ее состояние здоровья. И очень хотим видеть ее на свободе".

Хомич подчеркнула, что многие месяцы у нее и других родных нет никакой связи с политиком: Колесниковой не передают никакие письма и не передают ее письма родным и друзьям из колонии.

"С Машей нет никакой связи, не то чтобы свиданий. Уже год и восемь месяцев, с середины февраля 2023 года, – подчеркнула Хомич. – Ни писем, ни звонков, нет ни свиданий с родными, ни встреч с адвокатом. Адвоката как такового тоже нет. Когда адвокат мог ее посещать, это, скорее всего, был 2022 год, то есть это было два года назад, может быть, даже больше. Маша спрашивала, где ее письма и передачи, и ей ответили, что "вас все забыли".

Во время интервью Лукашенко корреспондент "Би-би-си" Стивен Розенберг сказал ему, что обеспокоен судьбой Колесниковой, поскольку с ней нет связи уже более полутора лет и все это время ее родственникам не позволяют навестить политзаключенную. На это Лукашенко заявил, что якобы разрешил отцу Колесниковой навещать ее в колонии, когда тот "попросил", и сказал, что если кто-то еще из родственников и друзей захочет навестить Колесникову и попросит об этом, то, как говорится, "будет просьба – мы рассмотрим это". Также он заявил, что семья политика, по его мнению, якобы сама не хочет с ней встречаться.

Татьяна Хомич подчеркнула, что это не так.

"Утверждалось, что семья в этом "не заинтересована", и говорилось о том, что непонятно, какая семья. Но у нас такая ситуация, что из близких Маши в Беларуси только папа, – объяснила сестра Колесниковой. – Я уехала из Беларуси еще в двадцатом году и до сих пор нахожусь за границей. А нашей мамы не стало пять лет назад, в 2019 году. А в целом такую встречу могут запрашивать самые близкие родные. Но я надеюсь, что действительно такая встреча получится в ближайшее время. Конечно, мы будем сейчас снова обращаться по поводу возможной встречи папы с Машей".

Хомич осторожно сказала, что нынешняя волна относительно массовых помилований политзаключенных в Беларуси "кажется, дает надежду на Машино возможное освобождение".

"И я надеюсь, что такие напоминания со стороны в том числе международных журналистов все-таки могут привести к изменению ситуации с Машей, восстановить с ней связь, и в дальнейшем, может быть, все-таки будут рассмотрены возможности ее досрочного освобождения, – заметила она. – В прошлом это особо не приводило к каким-то массовым освобождениям, возможно, несколько десятков человек вышли на свободу, кого-то помиловали к 8 Марта несколько раз. Но сейчас, наверное, ситуация чуть-чуть сдвинулась. В последние небольшие четыре волны помилования на свободу вышли как минимум 115 человек с июля по август. И я думаю, что это очень многим дает надежду, что этот процесс будет продолжаться".

XS
SM
MD
LG