Ссылки

Новость часа

"Мы все время как на войне". Сотни российских туристов не знают, когда вернутся домой


Сотни российских туристов не могут вернутся домой
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:05:58 0:00

Российская авиакомпания "Аэрофлот" перестала продавать билеты за границу до 1 августа. Рейсы пропали из системы. В авиакомпании рассказали, что дата 1 августа выбрана случайно – пока у них нет конкретной информации. Россия сейчас приостановила все международные рейсы. Хотя за рубежом остались десятки тысяч россиян, их вывозят специальными самолетами. Но попасть на борт могут не все. Настоящее Время поговорило с теми, кто до сих пор ждет рейсов домой.

"Живем мы здесь на пожертвования из храма, потому что неоткуда взять", – рассказывает семья Черных. Они застряли в Индии, в городе Тривандрам.

Улететь из Дели в Россию со стыковками в Казахстане они должны были 22 марта. Но ровно в полночь того дня аэропорты Казахстана закрылись.

"Было просто на сайте объявление, что, если вы не гражданин Казахстана – мы летели через Казахстан, – в аэропорт не приходите. Когда все отменилось, мы начали созваниваться с консульством. Оно посоветовало нам купить билет "Аэрофлота". Мы заняли денег и смогли купить "Аэрофлот", раз так говорило консульство. Мы купили билет на 28-е число, его отменили. Мы перебронировали на 2 апреля – его тоже отменяют. Потом уже эти билеты были использованы как билеты на вывозной рейс.

Первый рейс был на 4 апреля. Мы встаем с утра, чтобы собираться, – отмена. На 8-е число рейс – этот рейс уже отменили в два часа ночи, когда мы встали в четыре часа, чтобы собираться в аэропорт, консул нам сообщает, что рейс снова отменен. После этого никакой информации не было", – рассказывает Дарья Черных.

Деньги им присылают родственники. Российское правительство выделило на материальную помощь застрявшим за рубежом россиянам 500 миллионов рублей – это почти 7 миллионов долларов. По словам семьи Черных, никому из членов семьи денег не приходило. Дарья предполагает, что их заявку на помощь сочли неправильно заполненной.

"На днях вышли новые правила, почему этой материальной помощи может не быть. Например, потому, что не указан номер билета, хотя изначально эта информация была указана как необязательная информация, оказалось, что без нее помощь не выплатят", – говорит она.

Больше всего проблем возникло у россиян, которые собирались улетать домой рейсами иностранных авиакомпаний, они просто не получали уведомлений о вывозных рейсах, которые российские перевозчики рассылали своим пассажирам.

Андрей Митрошин и Лада Симонова застряли в Бангкоке, они должны были улететь в Москву со стыковкой в Бахрейне 8 апреля.

"Те, кто летел другими авиакомпаниями, как мы, например, авиакомпанией из Бахрейна, то мы должны платить еще за обратный билет, хотя он у нас уже купленный был. Получается парадоксальная ситуация: мы смотрим, что государство выделяет огромные суммы на то, чтобы сделать эти вывозные рейсы. А почему мы должны платить? Мы покупали билеты не через "Аэрофлот" не потому, что мы не патриоты своей страны, а потому, что "Аэрофлот" не предлагает дешевых тарифов на самолеты. Мы покупали билеты заранее, в нашем случае 22 тысячи туда и обратно, а сейчас мы должны 33–35 тысяч заплатить "Аэрофлоту", – рассказывает Митрошин.

Даже заплатив за новый билет, пара все равно не может улететь: в графике вывозных рейсов из Бангкока на неделю вперед рейсов в Москву нет.

Из-за пандемии коронавируса российские власти ввели правило: посадка на рейс только по прописке. Из другого города Таиланда – Паттайи – ни в один город России не получается вылететь у Галины Романихиной и ее мужа. Они должны были лететь в Новосибирск 16 апреля, но, узнав об отмене рейсов еще в марте, пытались поменять билеты – не получилось.

"Сами мы с Хакасии. Билет куплен на Новосибирск, потому что в Хакасию были чартеры только. А во-вторых, у мужа заболевание – рак, и у нас билет как раз куплен в Новосибирск для госпитализации. Красноярск, Красноярский край, я пыталась зарегистрироваться. Не берут, потому что мы не Красноярск и не Красноярский край. По первости, когда 22 марта был ограничен въезд в Таиланд, S7 составил график вывоза своих пассажиров – это был Дальний Восток и Сибирь. Мы благополучно бы вылетели S7, не вмешайся наше любимое государство", – говорит Романихина.

Россия полностью закрыла международное авиасообщение 27 марта. С тех пор прошло три недели. Вывозные рейсы, по данным Росавиации, сейчас летают в 12 российских регионов. Настоящее Время отправило вопрос о том, как домой попадут жители российских регионов, куда не организованы вывозные рейсы, официальному представителю российского МИД Марии Захаровой. Ее брифинги проходят в режиме видеоконференций.

"Мы в четверг говорили с туристами в Таиланде, Индии, Саудовской Аравии. Почему эти люди сейчас должны покупать рейсы за свои деньги и сколько они будут ждать рейсов в свои регионы. В настоящее время осуществляются так называемые монорейсы, доставляющие россиян из-за рубежа по месту их постоянного проживания в России. В ближайшее время – как мы планируем и прорабатываем этот вопрос – география будет расширяться. Что касается вопроса о том, что у людей есть билеты на авиакомпании зарубежных перевозчиков, но, как было написано в вопросе, "Небо для них закрыла Россия", то еще раз возвращаемся: небо Россия не закрывала, а во-вторых, действует алгоритм по приему и размещению наших граждан в регионах на земле с учетом эпидемиологической обстановки", – пояснила Захарова.

Данные о застрявших за рубежом россиянах собирает не Министерство иностранных дел, а Министерство связи. Оно открыло в официально заблокированном в России мессенджере Telegram каналы для координации возвращения россиян из шести стран. Героям нашего сюжета сейчас остается только ждать и писать в эти каналы.

"Я привык, что мы в России живем по справедливости. А тут получается какая-то мутная история. Вроде бы деньги дали – и ни до кого не доходят. Мы все время как на войне – мы бы и хотели спокойно сидеть и ждать, когда нас вывезут, сказать спасибо нашему родному государству, которое выделило деньги. Но получается, по факту, деньги непонятно куда ушли, а мы все время дергаемся, мы не можем понять – улетим, не улетим", – говорит Андрей Митрошин.

XS
SM
MD
LG