За период объявленных российским президентом так называемых нерабочих дней количество безработных в стране выросло на треть – теперь их больше полутора миллионов человек, сообщала вице-премьер Татьяна Голикова. Это средний показатель по России, в некоторых регионах ситуация хуже.
В начале апреля власти объявили о новой мере поддержки населения: все, кто потерял работу после 1 марта, могут обратиться за пособием по безработице в максимальном размере – это 12 130 рублей (около $170). Всего можно получить три таких пособия.
Минэкономразвития предполагает, что по итогам года реальные доходы населения упадут почти на 4%. Для многих жителей страны это стало шоком.
Все чаще россияне стали обращаться за помощью в благотворительные организации. Лана Журкина, директор "Дома друзей", одной из таких организаций, рассказала Настоящему Времени о том, кому сейчас нужна помощь и кто во время пандемии помогает самим фондам.
— К вам стали обращаться за помощью чаще за это время?
— Гораздо чаще, намного чаще. Сегодня приходила анкета – просили ответить на вопросы, – и там был вопрос: во сколько раз стали больше обращаться. Мы посчитали – в 20 раз.
— А кто эти люди? У вас есть такое наблюдение? Это те, кто потерял работу, те, кто вынужденно сидит на так называемых выходных?
— По большей части это люди, которые потеряли работу. Сегодня, допустим, обратился менеджер одного из крупных известных магазинов. Он остался больной на улице, потому что он не может оплачивать себе жилье, без работы, с большими долгами, потому что у него были проблемы со здоровьем, которые пришлось решать за счет своих собственных средств. Он попросился к нам, чтобы пожить бесплатно в хостеле. Людей, которые потеряли работу, масса.
— А это менеджер одного какого-то маркета в городе, а не сети?
— Нет, сеть. Очень много людей обращается, которые работали в мелком бизнесе: на каких-то рынках, были заняты в сфере услуг. Они сейчас сидят совсем без денег, им нечем платить за квартиру. Они просто остаются на улице, им нечего есть, им не на что купить лекарства. Очень много приходит людей с просьбой дать им инсулин, потому что они не граждане России и не могут получить его бесплатно.
Много стариков, которые звонят и просят еды, потому что им нечего есть. Некоторые не могут выйти и получить свою пенсию, потому что у них нет карточки. Оплачивать онлайн они ничего не умеют, а дойти до Сбербанка у них не получается.
— У ваших волонтеров есть какие-то сложности в работе в связи с ограничительными мерами?
— Нет.
— Как справляетесь с таким потоком – в 20 раз все-таки.
— Работаем много, работаем по 12-14 часов в сутки, пишем бесконечные запросы о помощи к разным компаниям, к разным организациям. У нас есть волонтеры, которые очень хорошо помогают и с доставкой продуктов, и с поиском каких-то медикаментов, и с устройством людей.
У нас сейчас именно в связи с пандемией открыт новый проект, который называется "Убежище". Мы арендуем помещение, куда готовы приютить всех, кто остался на улице. Мы там обеспечиваем какой-то минимальный набор еды, средств гигиены, возможность быть под крышей и спокойно искать работу.
— Лана, запрос на помощь в разы увеличился, а желание помочь при этом увеличилось? Стало у вас больше благотворителей, волонтеров?
— У нас отвалилось несколько наших крупных спонсоров, которые нам всегда помогали, по той причине, что они тоже сейчас в кризисе. И это очень существенно ударило по нам. Но, с другой стороны, у нас появился большой отклик у обычных граждан. И самая популярная сумма пожертвований, которая нам приходит, – это 250-300 рублей. Это основные суммы, которые нам переводят люди.
Да, стало больше людей переводить денег. Но мы же всегда собирали очень мало денег, мы не были нацелены на то, чтобы собрать какие-то миллионы и их распределять. Наши ресурсы – это продукты, одежда, средства гигиены, медикаменты, перевязочные средства – то, что необходимо человеку в жизни.
Не все решают деньги, все-таки можно помочь людям и иначе. И этой помощи у нас приходит довольно много. Не могу сказать, что нам ее хватает, потому что на сегодняшний день нам приходится кормить тысячу человек в день, которые расположены в наших хостелах, убежищах. Поэтому всегда чего-то не хватает, всегда что-то выдумываем, как-то выкручиваемся.