Проект "Первый отдел" обнаружил в одном из приговоров по делу о "конфиденциальном сотрудничестве с иностранным государством" (275.1 УК) еще одно доказательство того, как сотрудник ФСБ выдавал себя за "представителя Украины" и спровоцировал совершение "преступления".
Речь идет о деле жителя Орла Ивана Толпыгина, которого 15 июля 2024 года местный суд приговорил к четырем годам колонии общего режима и штрафу в 500 тысяч рублей за то, что тот "установил и поддерживал отношения" с неназванным "представителем Украины".
При этом "представителя Украины" на самом деле не существовало. В приговоре говорится, что в телеграме Толпыгин переписывался с "Тимуром", который "действовал в рамках проводимого сотрудниками УФСБ России по <адрес> оперативно-розыскного мероприятия "оперативный эксперимент".
Пользователь "Тимур", сказано в приговоре, который действовал по заданию ФСБ, спровоцировал Толпыгина на отправку координат военных объектов и сведений, которые содержат "информацию, создающую условия для причинения ущерба безопасности Российской Федерации".
Адвокат "Первого отдела" Евгений Смирнов уверен, что действия ФСБ в этом деле – это не оперативно-розыскные мероприятия, а склонение к преступлению, что запрещено законом. В приговоре Толпыгина описан классический пример провокации к осуществлению преступления против государственной безопасности, отметил он.
Смирнов указывает также на неправильную квалификацию деяния Толпыгина: он вел разговор с сотрудником ФСБ, соответственно, не устанавливал "конфиденциального контакта" с представителем Украины и не передавал им никакой информации. Ему можно было вменить только покушение на совершение преступления, а не оконченный состав.
В "Первом отделе" напоминают, что это не первый случай, когда спецслужбы РФ сами провоцируют россиян на преступления против госбезопасности. Речь идет о делах Петра Опальника, Полины Евтушенко, Вячеслава Лутора, Александра Матхеева и Константина Кочанова.