Ссылки

Новость часа

Рассказ брата убитого в Вахдате заключенного: "К могиле не подпускают. Не дали осмотреть тело, сказали лишь, что три пулевых ранения"


Брат убитого в Вахдате заключенного: "Не позволили осмотреть тело, лицо не показали. Сказали лишь, что на теле три пулевых ранения"
пожалуйста, подождите

No media source currently available

0:00 0:04:02 0:00

Брат убитого в Вахдате заключенного: "Не позволили осмотреть тело, лицо не показали. Сказали лишь, что на теле три пулевых ранения"

Власти Таджикистана сообщили, что 3 февраля в колонии строгого режима в городе Вахдат, где содержатся много осужденных по политическим и "экстремистским" статьям, произошел бунт заключенных, который был подавлен. В результате были убиты несколько заключенных.

По данным Главного управления исполнения уголовных наказаний Таджикистана (ГУИУН), в 15:44 3 февраля девять заключенных "с использованием самодельных инструментов" якобы напали на сотрудников колонии: они попытались убить охрану и совершить побег. В результате минимум трое заключенных были убиты, а трое сотрудников колонии получили тяжелые ранения. Но то же агенство Reuters пишет, что были убиты пять заключенных, и многие в Таджикистане также заявляют, что убитых заключенных больше.

Среди погибших заключенных оказались родственники некоторых оппозиционных активистов Таджикистана, которые в настоящее время живут в изгнании. Один из убитых – Сухроб Хасанов, родной брат известного активиста Рахматулло Хасанова, члена "Движения за реформы и развитие Таджикистана". Хасанов говорит, что в вахдатской тюрьме отбывает срок и второй его брат: о его судьбе ему до сих пор ничего не известно.

По словам оппозиционера, власти пытались захоронить тело его убитого брата в максимальной тайне: о гибели мужчины родственникам сообщили лишь тогда, когда тело уже доставили на сельское кладбище. На кладбище допустили только отца, которому даже не дали осмотреть тело и убедиться, что это его сын. Сейчас, уже после похорон, к могиле по-прежнему никого не допускают. Все перечисленное, по словам Хасанова, может наводить на мысли, что версия того, что произошло в Вахдате, которую распространяют власти, может не совпадать с тем, что реально произошло в колонии.

"В настоящее время у меня отсутствуют какие-либо подробности произошедшего, кроме той информации, которая распространяется в соцсетях. Мне известно, что после инцидента вчера привезли тело брата в наш район – Шурабад", – рассказал Хасанов Настоящему Времени.

"Когда вызвали отца, это было было примерно в 12 часов, на кладбище уже была вырыта могила. К кладбищу, кроме отца, никого не подпустили, даже соседей. Туда приехали на четырех машинах. Нашу мачеху они оскорбили, прогнали ее домой. Отцу не позволили осмотреть тело, даже лицо не показали, – рассказывает таджикистанец. – Сказали ему лишь, что на теле три пулевых ранения. Других подробностей я не знаю".

"Я до сих пор не могу дозвониться до отца. Знакомые мне отправили фотографии: на кладбище до сих пор дежурит одна машина с военными, никого к могиле не подпускают", – подчеркивает Рахматулло Хасанов.

"Вчера, когда мне скинули новость про бунт, там еще не было имен погибших заключенных. Ближе к шести вечера вышли уже имена. И там я увидел имя и фамилию своего брата. Все данные совпадают, – рассказывает он о погибшем. – Брат родился 9 февраля 1991 года. Его посадили в 2018 году, приговорили к 14 годам лишения свободы. Из них он отсидел уже шесть. Приговорили его по политической 307-й статье "Публичные призывы к насильственному изменению конституционного строя", а также 335-й "Незаконное пересечение государственной границы" и 401-й "Вербовка и незаконное участие граждан Таджикистана в вооруженном формировании". Все эти обвинения являются ложными".

"Мой брат всегда жил в Таджикистане. После женитьбы, через месяц, когда он узнал, что его хотят посадить, он сбежал в Россию, – говорит Хасанов. – Там у него начали болеть почки. Его госпитализировали и прооперировали. Как только он пошел на поправку, таджикистанские силовики увезли его на родину. Потом они объявили, что брат якобы призывал к джихаду".

Рахматулло Хасанов рассказал, что не верит официальной версии властей о бунте в вахдатской колонии. Власти Таджикистана заявили, что его якобы устроили сторонники "Исламского государства" (организация признана террористической и запрещена во многих странах).

"Брат не был сильно религиозным. Единственное, он пять раз в день читал намаз. Но он нигде он не получал религиозного образования и не состоял в каких-то группах. Мы на 100% уверены, что все это подстроено: надели на трупы шапки с символикой "Исламского государства", – говорит он. – Мы не принимаем официальную версию. Власти даже точное число убитых не удосужились правильно назвать. Они говорят, что "Исламское государство" организовало теракт внутри тюрьмы". Но как эта организация может устроить теракт внутри закрытого и охраняемого учреждения? Мы никогда не признаем официальную версию".

Рахматулло Хасанов рассказал, что после ареста его брата спецслужбы пытались оказывать давление и на него самого.

"Во время судебного процесса мне неоднократно присылали сообщения: мол, вот твоего брата мы задержали, – рассказывает он. – Это потому, что я сам являюсь членом движения "За реформы и развитие Таджикистана, в Европе активно участвую практически во всех оппозиционных мероприятиях. И в соцсетях критикую правительство Таджикистана".

По словам оппозиционера, заключенные в Вахтадской колонии постоянно нуждались в материальной поддержке своих родственников.

"Внутри тюрьмы заключенные не могут обойтись без помощи извне. Каждый сезон мы покупали и передавали обувь и одежду. В начале каждого месяца передавали продукты. Один раз в год нам давали встречаться. Отец и сестра недавно навещали брата, это было примерно два месяца назад", – вспоминает он.

****

Это далеко не первый инцидент в колониях в Таджикистане, который закончился гибелью заключенных.

  • В 2018 году в ходе бунта в колонии строгого режима в Худжанде погибли 20 человек, в том числе двое сотрудников исправительного учреждения.
  • В 2019 году в той же колонии в городе Вахдат погибли 32 человека, в том числе трое сотрудников колонии. Выжившие заключенные получили до 30 лет тюрьмы.

XS
SM
MD
LG